1904
Газета Интернет-версия

23.07.2008 00:00:00

Никотин запускает онкологический процесс

Тэги: никотин, рак, онкология, лечение

никотин, рак, онкология, лечение Проведя расшифровку генома, теперь можно судить о риске получить злокачественную опухоль у курильщиков.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Международным коллективом ученых, в состав которого входит группа российских исследователей, возглавляемая профессором Давидом Заридзе, сделано важное открытие – идентифицированы два участка генома, предрасполагающие к развитию рака легкого. Этому важному открытию посвящены статьи в апрельском и июльском номерах престижных международных научных журналов Nature и Nature Genetics.

«Проведено генотипирование всего генома более 5000 больных раком легкого и 7000 здоровых людей, – рассказывает профессор Заридзе (кстати, один из немногих отечественных ученых-медиков, работы которых цитируются в международной научной литературе). – Изучена частота 317 139 генетических вариантов генома. В результате были идентифицированы участки генома, содержащие варианты ДНК, которые значительно чаще встречались у больных раком легкого, чем у здоровых лиц. Первый участок (локус) расположен на длинном плече хромосомы 15 (15 q 25), второй – на коротком плече хромосомы 5 (5р15). На идентифицированном участке хромосомы 15 q 25 расположены несколько генов, которые взаимодействуют с никотином и другими токсинами, содержащимися в табачном дыме. Эти гены включаются (активируются) никотином и другими компонентами табачного дыма, и начинается рост раковой опухоли. Идентифицированный на хромосоме 5р15 участок содержит ген теломеразы (hTERT), который регулирует продукцию теломеразы и поддерживает сохранность (целостность) теломеров».

Исследование механизмов ингибирования (блокирования) продукции теломеразы является перспективным направлением молекулярной онкологии, объясняет ученый. Дело в том, что ингибиторы теломеразы могут лечь в основу препаратов для химиопрофилактики и лечения рака легкого, а также, возможно, других форм рака.

Идентификация геномных вариантов, влияющих на риск развития заболевания, значительно ускорит процесс выявления генов, предрасполагающих к развитию различных форм рака. На основании этих открытий можно будет судить о риске развития заболевания у отдельных индивидов, разрабатывать методы индивидуальной химиопрофилактики, а также оценивать прогноз заболевания. Подавление функции этих генов или их продуктов может привести к созданию препаратов для химиопрофилактики, а также, возможно, «таргетной», то есть прицельной или избирательной, терапии рака легкого.

Результаты подобного анализа уже сегодня могут влиять на выбор генов-мишеней в опухолевых клетках, блокирование которых может привести к лечебному эффекту. Доступность анализа всего генома для выбора метода лечения конкретного больного приведет к индивидуализации, а соответственно повышению эффективности противоопухолевой терапии.

Идентификация молекулярных и протеомных маркеров, отдельных форм опухолей является наиболее перспективным направлением ранней диагностики и оптимизации лечения онкологических больных. В этой области уже достигнут значительный прогресс. В отделе эпидемиологии и профилактики НИИ канцерогенеза Онкоцентра им. Н.Н. Блохина, которым руководит член-корреспондент РАМН Давид Заридзе, проводится масс-спектрометрический анализ так называемого протеомного профиля плазмы крови больных со злокачественными опухолями. Эти исследования позволили выделить группу маркерных белков/пептидов, с помощью которых с высокой вероятностью (чувствительность 93%, специфичность 96%) можно диагностировать рак легкого.

После тщательной проверки полученных результатов и идентификации белков будет создана тест-система, которая найдет применения для скрининга, ранней диагностики и мониторинга клинического течения рака легкого. «Эта новая высокотехнологическая платформа, – подчеркивает профессор Заридзе, – может быть использована и используется нами для идентификации протеомных маркеров злокачественных опухолей головы и шеи, рака почки и других опухолей.

Однако, как показал международный опыт, идентификация и валидация опухолевых маркеров – это длительный и трудный процесс, требующий тщательной и кропотливой работы, изучения большого количества образцов (нескольких сотен), полученных от хорошо охарактеризованных больных, а также правильного и тщательного подбора контрольной группы».