Газета Интернет-версия

26.12.2007 00:00:00

Долой космическую цензуру!

Тэги: черная дыра, астрономия, гравитация, наука

черная дыра, астрономия, гравитация, наука Английский космолог Роджер Пенроуз в 1969 году сформулировал принцип «космической цензуры» – невозможность что-либо увидеть в черной дыре.
Источник: zoomblog.com

В сентябре 2007 года Маркус Вернер из Кембриджского университета выдвинул теоретическое предположение, согласно которому квантовая физика может быть применима и в космических масштабах. Идея его была опубликована в журнале Nature. Если эта гипотеза подтвердится, то последствия для будущего развития цивилизации могут быть самыми невероятными. Но самое удивительное, что первые шаги к этому были сделаны уже более ста лет тому назад┘

Одним из наиболее четких и однозначных подтверждений общей теории относительности, опубликованной Эйнштейном в 1915 году, было постулирование, а затем и открытие знаменитых черных дыр. Их существование было предугадано теоретиками, которые развили идеи Эйнштейна до «экстрима». Если, предположили теоретики, вблизи звезды (Солнца в данном случае) возможен прогиб даже световых лучей, то что будет при действии сотен звезд, собранных в одном месте? При наличии достаточно большой массы ее гигантское гравитационное поле просто-напросто вызовет коллапс звезды, или, как говорят физики, «схлопывание», падение массы самой на себя. В этом случае свет вместе с засасываемой в воронку массой будет устремляться в нее по спирали, а неимоверная гравитация больше не выпустит его обратно. Так, по идее, и должна возникать черная дыра.

Высоколобые и яйцеголовые теоретики говорили о так называемой невидимой миру и загадочной сингулярности (или «единстве», сравни: сингл – пластинка с одной песней) пространства-времени, возникающей под действием гигантской массы, собранной в одном месте. Плотность сингулярности настолько велика, что в ней нарушаются все физические законы – в частности, пространство-время и причинности. Свет не может вырваться за пределы горизонта событий (Event horizon), поэтому сингулярность невозможно обнаружить на небе. Единственное, что остается, – искать источники рентгеновского излучения, которое возникает при криволинейном движении электронов вещества, вовлекаемого в водоворот космической воронки.

Невозможность что-либо увидеть в черной дыре английский космолог Роджер Пенроуз назвал в 1969 году «космической цензурой». Согласно этому принципу мы и не можем разглядеть, что там, у черной дыры, внутри. А это очень бы хотелось, потому что там творятся процессы мироздания и идет подготовка к взрыву сверхновой.

Но еще в середине 20-х годов прошлого века наш выдающийся физик Георгий Гамов обосновал так называемый туннельный эффект, благодаря которому внутриядерные альфа-частицы могут изредка покидать пределы атомного ядра, успешно преодолевая неимоверные внутриядерные силы. Подобная возможность реализуется благодаря странному свойству квантовых частиц проникать под энергетическим барьером или туннелировать его. Через полвека идея нашего физика была реализована «в железе» двумя учеными, построившими сканирующий туннельный микроскоп, за что они получили Нобелевскую премию.

Принцип этого микроскопа заключается в достаточно близком подведении токопроводящей металлической иглы к поверхности исследуемого объекта. Благодаря туннельному эффекту электроны начинают стекать на поверхность. Возникает регистрируемый компьютером ток, который увеличивается при уменьшении расстояния. Находящийся на подложке объект имеет определенную высоту, которая приподнимает иглу. Тем самым определяются размеры образца, которым может быть одна молекула! С помощью туннельного микроскопа увидели, например, молекулу ДНК, имеющую в поперечнике всего 23 нанометра (2,3 х 10–8 м).

Туннельный эффект может помочь со временем «сорвать покрывало» сингулярности, тем самым покончив с цензурой и получив возможность заглянуть внутрь черной дыры. Ученые также надеются, что тем самым удастся ликвидировать и «несовместимость» общей теории относительности и квантовой механики, имеющей вероятностную природу. А это, возможно, позволит нам осуществить и еще одну мечту – сделать реальным путешествие во времени. Эйнштейновская теория категорически этого не запрещает.

Существование черных дыр доказано почти со стопроцентной вероятностью. Почти┘ Сейчас ученые предполагают, что если есть черные дыры, резко натягивающие ткань вселенской «сети», то возможно образование и определенного размера дыр в этом самом пространстве-времени. Существование подобных дыр было постулировано 30 лет назад Кевином Торном, опубликовавшим статью в журнале Physical Review Letters.

В статье предлагалось рассмотреть вероятность возникновения дыр, приводящих к «короткому замыканию» пространства, а возможно, и времени, если они действительно связаны в неразрывный континуум. По этим дырам, как по червоточинам, ползают некие «черви», которые таким образом могут беспрепятственно, безо всяких звездолетов, путешествовать по закоулкам Вселенной, а может, и перемещаться во времени.