Газета Интернет-версия

14.12.2007 00:00:00

О светящихся кошках и смелых мышках

Тэги: кошка, гены, генетика

Детская сказка про Жар-Птицу всегда тревожила воображение: она ж «как жар горит», вся светится - залюбуешься, схватить хочется, а страшно ┘ Впрочем, сегодня такими сказками никого не удивишь: учёные нам преподносят все новые сюрпризы, и светятся после их исследований и экспериментов буквально все - и кошки, и кролики, и растения, и петухи┘

К примеру, южнокорейские генетики, как сообщила вчера (13.12) газета The Korea Times, вывели светящуюся кошку. Речь идет о группе учёных из Южной Кореи из университета Кьенгсанг (Gyeongsang) под руководством Конг Ил Кюна (Kong Il-keun). Они клонировали кошек, искусственно изменив у них ген, отвечающий за производство красного флуоресцентного белка. Разумеется, не из праздного любопытства и не «для красоты». Дело в том, что флуоресцирующий протеин (GFP) служит своеобразным "биомаркером". Можно соединить ген GFP с геном протеина, требующего изучения. Ген, получившийся в результате, будет обладать как характеристиками изучаемого протеина, так и флуоресцентностью. А значит, за ним легко наблюдать.

Выведенные котята (турецкие ангоры) появились в январе и феврале 2007 года. Правда, один родился мертвым, но двое других выросли и здоровы. После рождения котята весили от 110 до 136 граммов, а теперь каждый весит 3,5 кг. Эксперименты, которые начались пять лет назад, привели к любопытному побочному эффекту: клонированные кошки светятся в ультрафиолетовых лучах красным цветом.

Технология модифицированного клонирования позволит моделировать генетические заболевания человека на животных (у кошки с человеком есть около 250 общих генетических заболеваний), а также изучать методы борьбы с ними при помощи стволовых клеток. Сегодня ученые на базе ангорской породы могут клонировать кошек с красной и зеленой шерстью, сообщает The Korea Times. «Мы обнаружили красный флуоресцентный белок во всех органах умершего котёнка, а следовательно, мы выработали эффективный метод клонирования генно-модифицированных кошек", - сказал Конг. Ученый клонировал кошку в 2004 году – впервые в Южной Корее. С того времени он является научным директором финансируемого государством проекта по клонированию животных в целях медицинских исследований. Причем эта методика отличается от медицинского клонирования, при котором создаётся "стволовая клетка", а из неё путём особой стимуляции можно вырастить конкретный орган тела.

Помимо светящихся кошек (хорошо бы еще у этих пушистых-ушастых узнать, что они чувствуют при этом), ученые и кроликами занимаются. Тут и забавные случаи происходят. Рассказывают, к примеру, одну такую историю – про крольчиху-альбиноса Альбу. Исследователь Луи-Мари Удбин ввел в кроличий геном ген, отвечающий за выработку флуоресцирующего протеина (ген был взят от медузы Aequorea victoria). И подопытные зверьки (у Альбы была целая компания) стали люминисцентными, словно белые рубашки в ночном клубе. Альба обладала способностью распространять зеленоватое сияние под воздействием ультрафиолетовых лучей. Правда, в 2000 году неземной красоты крольчиха попалась на глаза бразильскому художнику Эдуардо Кацу, преподавателю Чикагского института культуры. Но того больше заинтересовала эффектность, а не польза феномена. Кац тут же принялся устраивать оригинальные выступления, словом, ввел Альбу в мир шоу-бизнеса. Говорят, закончилось это тем, что крольчиха Альба умерла, так не вовремя оборвав диалог между искусством и наукой.

А вот еще один пример пытливости человеческой мысли. Ученые токийского университета использовали методы генной инженерии для выведения мыши, которая не боится котов. У неё отсутствует врождённая реакция на запах хищников и она не интересуются запахом вкусной еды. Модифицированные мыши даже пытались играть с кошками.

Японский исследователь Ко Кобаякава, руководитель проекта, объясняет: "Мыши, по своей природе, приходят в ужас и ищут укрытия при обнаружении запаха котов. С помощью методов генной инженерии мы удалили определенные сенсоры в обонятельной системы мыши, и теперь она не демонстрирует никаких признаков страха".

Ранее эксперты полагали, что чувство страха у животных вызывается запахом хищника. Однако эксперимент показал, что непосредственное восприятие запаха мозгом и его трансформация в чувство страха происходят в разных участках мозга. Оказалось, что в мозгу млекопитающих есть две цепочки распознавания запаха, который вызывает чувство страха. Одна из них - врождённая и передаётся по наследству, а вторая формируется в процессе накопления животным жизненного опыта и связана с ассоциациями, которые возникают на определённый запах. Эксперимент учёных призван доказать, что страх перед котами заложен в генах мышей, а не является приобретённым условным рефлексом.

Все же с каким-то внутренним содроганием представялю себе мышь, которая нагло гуляет по столу в поисках обеда и вцепляется коту в усы в случае атаки... Выходит, мультяшные герои Том и Джерри не такая уж сказка? В общем, мы рождены, чтоб сказку сделать... пылью.