Сегодня все, кто еще интересуется ситуацией вокруг проектов реформирования (или – как бы реформирования) государственных академий наук (ГАН), узнают, «чем сердце успокоится». Сегодня завершает свою двухдневную работу Общее собрание одной из ГАН – Российской академии наук. Главное, ради чего и созывалось это собрание, – утверждение нового Устава РАН, который, согласно новой редакции Закона «О науке и научно-технической политике», теперь окончательно должно одобрить правительство РФ. Существует два варианта подобного устава РАН: созданный уставной комиссией самой РАН и так называемый Модельный устав (его авторы себя не афишируют, но, в общем, это устав, разработанный усилиями нескольких министерств – МЭРТа, Минфина, Минобрнауки). Надо ли говорить, что это уставы двух параллельных, никак не пересекающихся миров. (Подробный разбор основных положений этих документов см. в «НГ-науке» от 28 февраля 2007 г.) Однако проблема реформирования академии и в целом научной сферы в России беспокоила не только светлые головы из упомянутых выше министерств и организаций. Чтобы убедиться в этом, мы и приводим ниже выдержки из двух очень любопытных текстов, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой нами теме: проект первого Устава Академии, правленный рукой императора Петра I, и отрывок из повести Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Дневник провинциала в Петербурге» (1872 г.).
Проект положения об учреждении Академии наук и художеств (22 января 1724 г.)
К розпложению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания; первый образ называется универзитет, второй – Академия, или социетет художеств и наук.
*
Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции (прав искусству), медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оные ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты (изобретения) оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют <┘>.
*
И понеже сие учреждение такой Академии, которая в Париже обретается, подобна есть (кроме сего розличия и авантажа, что сия Академия и то чинит, которое универзитету или коллегии чинить надлежит), того для я надеюсь, что сие здание удобнейше Академиею названо быть имеет. Науки, которые в сей Академии могут учены быть, свободно бы в три класса розделить можно: в 1-м классе содержались бы все науки математические и которые от оных зависят; во 2[-м] – все части физики, в 3[-м] – гуманиора, гистория и права <┘>.
*
Кроме сих членов, особливой секретарь потребен, который все, что в Академии предлагается, в протокол вносит, в порядок приводит и тое, что достойно есть, ежегодно или чрез каждые два года публикует и купно с библиотекарем корреспонденцию с учеными людьми держит <┘>.
*
3. Понеже Академия ничто иное есть, токмо социетет (собрание) персон, которые для произведения наук друг друга вспомогать имеют, того ради весьма надобно, чтоб оне еженедельно несколько часов в Собрании были, и тогда каждый мнение свое предлагать, советом и мнением других пользоватца и партикулярно учиненные эксперименты в присудствии всех членов поверять может. И сие последнее весьма надобно для того, что в таких экспериментах многократно один другого, яко например анатомикус механика и пр., к совершенной демонстрации требует.
*
4. Еще ж Академия повинна все декуверты (изобретении), которые в помянутых науках иногда предложены будут, розискивать и свою апробацию откровенно о том сообщать: [1.] сиречь – верны ли оные изобретении. 2. великой ли пользы суть или малой. 3. известны ли оные прежде сего бывали или нет.
*
5. Ежели его императорское величество потребует, чтоб академикус из своей науки некоторое дело сискивал, то повинен он тое со всем прилежанием чинить и о том в надлежащее время (ибо суть многие дела, которые вельми малы быть кажутся, однакожде долговременное розискание требуют) отповедь дать <┘>.
*
Ежели который академик похощет за деньги партикулярные коллегии иметь, то ему позволено. Однакожде не надобно ему токмо ради корысти вельми много коллегиев держать и тем протчим своим наукам и розмышлениям вред чинить <┘>.
*
Но чтоб сие здание непременно и полезно было, то имеет оное токмо под ведением императора, яко протектора своего, быть и само себя править, еже учиняется, когда из оных или непременный президент или попеременно один по другому каждый год или полгода выбирается.
«О переформировании де сиянс академии» (1872 г.)
«┘самым лучшим средством достигнуть благополучия почиталось бы совсем покинуть науки, но как, по настоящему развращению нравов, уже повсеместно за истину принято, что без наук прожить невозможно, то и нам приходится с сею мыслию примириться, дабы, в противном случае, в военных наших предприятиях какого ущерба не претерпеть. Как ни велико, впрочем, сие горе, но и оное можно малым сделать, ежели при сем, смотря по обширности и величию нашего отечества, соблюдено будет:
первое, чтобы науки наши против всех прочих были превосходнее;
и второе, чтобы оные подлинно распространяли свет, а не тьму <┘>.
Казалось бы, что с сею именно целью учреждена в С.-Петербурге известная де сиянс академия, но ежели и была такова цель ее учреждения, то сколь много она от оной отдалилась!
Вместо того чтобы рассматривать науки, академия де сиянс отчасти распространяла их, отчасти же пребывала к ним равнодушною!
<┘> А что положение сие нестерпимо, в том свидетельствуют три вещи:
1. В каждом селении заведен кабак, а в некоторых по два и по три.
2. На днях в Хвалынской губернии, как свидетельствует газета «Гражданин», одна дочь оставила одного отца, дабы беспрепятственнее предаться наукам.
и 3. На днях, при моих глазах, дочь одного почтенного генерала резала лягушку и надеялась получить от сего результат.
Все таковые факты внушили мне особливую некоторую мысль, развитие которой яснее выражается из следующих пунктов.
1. Цель учреждения академий
В столичном городе С.-Петербурге учреждается особливая центральная де сиянс академия, назначением которой будет рассмотрение наук, но отнюдь не распространение оных <┘>.
2. Что такое в науках свет?
<┘> Дабы предотвратить в столь важном предмете всякие разногласия, всего натуральнее было бы постановить, что только те науки распространяют свет, кои способствуют выполнению начальственных предписаний <┘>.
3. Какие люди для рассмотрения наук наиболее пригодны суть?
Люди свежие и притом опытные <┘>.
В президенты де сиянс академий, так и в члены оных надлежит избирать благонадежных и вполне свежих людей из местных помещиков, кои в юности в кадетских корпусах образование получили, но от времени все позабыли.
Примечание. Президентом следует избирать человека, хотя и преклонных лет, но лишь бы здравый ум был.
5. О пределах власти де сиянс академий
Пределы власти де сиянс академий надлежит сколь возможно распространить <┘>. Чем менее ясны будут границы сего ведомства, тем лучше, ибо нет ничего для начальника обременительнее, как ежели он видит, что пламенности его положены пределы.
6. О правах и обязанностях президентов де сиянс академий
Президенты де сиянс академий имеют
следующие права:
1. Некоторые науки временно прекращать, а ежели не заметит раскаяния, то отменять навсегда.
2. В остальных науках вредное направление переменять на полезное <┘>.
и 6. Вообще распоряжаться так, как бы в комнате заседаний де сиянс академии никого, кроме их, президентов, не было.
Обязанности же президентов таковы:
1. Действовать без послабления.
и 2. От времени до времени требовать от обывателей представления сочинений на тему: «О средствах к совершенному наук упразднению, с таким притом расчетом, чтобы от сего государству ущерба не произошло и чтобы оное, и по упразднении наук, соседей своих в страхе содержало, а от оных почитаемо было, яко всех просвещением превзошедшее».
7. Об орудиях власти президента
Ближайшие орудия президента суть члены де сиянс академии.
Права их следующие:
1. Они с почтительностью выслушивают приказания президента, хотя бы оные и не ответствовали их желаниям.
2. По требованию президента являются к нему в мундирах во всякое время дня и ночи.
3. При входе президента встают с мест стремительно и шумно и стоят до тех пор, пока не будет разрешено принять сидячее положение. Тогда стремительно же садятся, ибо время начать рассмотрение.
4. Ссор меж собой не имеют <┘>.
6. Наружность имеют приличную, а в одежде соблюдают опрятность.
7. Науки рассматривают не ослабляючи, но не чиня по замеченным упущениям исполнения, обо всем доносят президенту.
8. Впрочем, голоса не имеют.
После того, в качестве орудий же, следуют чины канцелярии, кои пребывают в непрерывном писании.
Права сих чинов таковы:
1. Они являются к президенту по звонку <┘>.
4. Голоса не токмо не имеют, но даже рта разинуть не смеют.
и 5. Относительно почтительности, одежды и прочего поступают с такою же пунктуальностию, как и члены.
Кроме сего, в распоряжении президента должна быть исправная команда курьеров <┘>.
Отставной подполковник Дементий Сдаточный».