0
4032
Газета Интернет-версия

12.10.2005 00:00:00

Язвы больше нет!

Тэги: язва, открытие, бактерия


язва, открытие, бактерия Австралийцы Робин Уоррен (справа) и Барри Маршалл вдвоем избавили мир от язвенной болезни.
Фото Reuters

Наверное, это самая яркая и самая заслуженная Нобелевская премия за последние годы, хотя, конечно, трудно сравнивать между собой достижения нобелевского уровня, да и вообще не нам это оценивать, а потомкам нашим. Но здесь соединились все качества нобелевской работы – глобальность открытия (оно напрямую касается, на минуточку, половины человечества), его гениальная простота и революционность и, наконец, многолетняя самоотверженная борьба ученых за признание своей правоты, борьба против устоявшихся догм, против насмешек и бешеного противодействия, против великих научного мира сего, борьба, завершившаяся безусловной победой.

В 1982 году Робин Уоррен, патолог Королевского госпиталя в городе Перте (Австралия), обнаружил в биопсиях, присылаемых ему на обследование, странные крючкообразные бактерии – причем как только он их обнаружил, то стал находить их не время от времени, а примерно в половине случаев, и обязательно присутствие этой бактерии сопровождалось воспалительными процессами в слизистой оболочке желудка. Это открытие заинтересовало молодого стипендиата того же госпиталя Барри Маршалла – вдвоем они обследовали сто желудочных больных, и в конце концов им удалось культивировать новую бактерию, позже получившую имя Helicobacter pylori.

В то время считалось неопровержимой истиной, что язва желудка и двенадцатиперстной кишки, равно как и многие другие желудочные воспаления, являются порождением стрессов и дурного образа жизни. Бактерии как причина всех этих неприятностей, да еще в агрессивной кислотной среде оболочки желудка, – это считалось нонсенсом. Болезнь считалась неизлечимой, и пациентам прописывали пожизненное лечение лекарствами, уменьшающими кислотность. Научный истеблишмент еще как-нибудь переварил бы наличие самой бактерии, но Маршаллу и Уоррену в тех же восьмидесятых удалось неопровержимо доказать, что именно она является причиной воспалительного процесса в желудке.

Больше того, они показали, что язвенная болезнь излечима, достаточно убить бактерию антибиотиками. А это уже было пощечиной. Половина мира несет в себе Helicobacter pylori, почти столько же страдает воспалениями слизистой желудка, которые кончаются язвами, а порой и раком. Оказывалось, что эту самую половину все время лечили не тем, чем надо.

Научный мир ополчился на Маршалла и Уоррена. На конференциях доклады австралийской пары встречали насмешками, их открытие называли ересью, тем более что, несмотря на рецепт, лечение антибиотиками не всегда кончалось удачей – Helicobacter pylori оказалась изменчивой и устойчивой ко многим антибиотикам. Да и аргументы их противников выглядели достаточно серьезно.

Дело в том, что часто Helicobacter pylori передается человеку еще до рождения, от матери, а затем живет в его желудке всю его жизнь. Все выглядит так, будто болезнь имеет наследственный характер. Однако существуют и другие пути заражения, причем в странах с высоким уровнем жизни возможность заразиться этими путями значительно меньше, чем в развивающихся странах. Тут и без слов «понятно» – у тех, кто к болезни предрасположен, она вызывается нищетой, неправильным питанием и вообще неправильным поведением.

Но ученые не сдавались. Особенно яростно защищал их теорию Маршалл – он ездил с ней по всему миру, бесконечное число раз доказывая свою правоту, однажды даже поставил эксперимент на себе, проглотив культуру Helicobacter, чтобы показать, что именно она вызывает воспаление┘ Только спустя десятилетие их признали.

Шутки шутками, но они изменили мир. Они дали надежду миллиардам больных на полное излечение, позволили им изменить образ жизни, отказаться во многих случаях от мучительной операции┘ Всего лишь один курс правильно подобранного антибиотика – и все, и не надо больше сосать таблетки, не надо диет, нет причин злобствовать каждый день после обеда.

Однако, думается, Нобелевская премия австралийцам выдана не только за открытие мирового значения. В заявлении Нобелевского комитета специально подчеркивается упорство и непредвзятость (prepared mind), с которыми ученые противостояли всеобщему неприятию.

Небольшая поправка – и до сих пор еще не все безоговорочно принимают австралийский взгляд на язвенную болезнь. Например, у нас в России. Так что не щупайте недоверчиво свой желудок – язвы действительно больше нет. А если она и есть, то только потому, что вас неправильно лечат.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
189
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
310
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
225
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
127

Другие новости