0
1701
Газета Интернет-версия

23.03.2005 00:00:00

Страна победивших биотехнологий

Тэги: бразилия, эст, исследования, закон, гмсоя


Март 2005 года наверняка когда-нибудь объявят исторической поворотной точкой в развитии биотехнологий в мире. Нижняя палата Конгресса Бразилии разрешила подавляющим большинством голосов («за» – 352, «против» – 60) проведение исследований эмбриональных стволовых клеток (ЭСТ). Согласно принятому закону, разрешается проведение исследований эмбрионов, полученных путем искусственного оплодотворения и находящихся в замороженном состоянии в течение не менее 3 лет. Таковых в Бразилии имеется около 20 тыс.

ЭСТ – уникальные объекты живой материи: они способны превращаться в любые другие виды клеток, а следовательно, как утверждают молекулярные биологи, могут быть использованы для лечения диабета, слепоты, болезней Паркинсона и Альцхаймера и многих других. Впрочем, следует подчеркнуть, что запрет на любые формы клонирования человека в Бразилии остается в силе.

Однако, если потрясающие перспективы использования ЭСТ – это еще пусть и вполне предсказуемое, но будущее, то другое решение бразильских законодателей, фактически окончательно легитимировало результаты биотехнологической революции в растениеводстве. Крупнейшая страна Южной Америки законодательно разрешила выращивание у себя генетически модифицированной сои (ГМ-сои). В 2004 году, по различным оценкам, в Бразилии под ГМ-соей было занято уже от 5 до 6 млн. га (20–30% от всей сои).

Принятие закона стало официальной констатацией факта, который уже ни для кого не являлся секретом: практически вся соя в мире, а она в основном выращивается в США, Аргентине, Бразилии, – трансгенная (60%). В Аргентине в 2004 г. площади под ГМ-соей составили почти 15 млн. га, или более 98% всех посевов сои. В США трансгенной соей занято 72 млн. га (75% площадей под этой культурой).

«Было очевидно, что вот-вот такой закон в Бразилии принят будет, – прокомментировал по просьбе корреспондента «НГ» решение бразильских парламентариев академик РАСХН, директор центра «Биоинженерия» РАН Константин Скрябин. – В мире есть несколько стран, которые традиционно считаются аграрными: США, Канада, Аргентина, Бразилия, Китай, Индия. Все эти страны теперь биотехнологические. Две последние (Китай и Индия) высокими темпами развивают биотехнологию, главным образом, чтобы обеспечить свою продовольственную безопасность. А такие страны, как Аргентина и Бразилия, благодаря новейшим технологиям в сельском хозяйстве входят или стремятся войти в число стран – лидеров по импорту продовольствия. Россия – крупнейшая аграрная страна мира, но мы продолжаем делать вид, что сельское хозяйство – это что-то такое очень «посконное», традиционное и неспешное. Во всем мире сельское хозяйство – высокотехнологично».

Действительно, выращивание гербицид-устойчивой сои требует применения всего лишь одного гербицида и 2–3 раза за сезон, что дает гарантированно высокий урожай. (При культивировании обычных сортов необходимо многократное внесение многих гербицидов, включая почвенные, многие из которых накапливаются в почве, а некоторые – высокотоксичны.) Понятно, почему новая, биотехнологическая соя так быстро «завоевала сердца» фермеров и – как следствие – все мировые рынки.

Важно отметить, что в Бразилии нет собственных разработок (гербицидустойчивая соя – американская разработка), уже готовых к выходу на рынок, а в России – есть. Мощная команда исследовательских компаний входит в число соисполнителей государственного контракта (так называемого «мегапроекта») по созданию системы семеноводства генно-инженерных сортов. Однако государство, уже профинансировавшее лабораторную стадию этого высокотехнологичного проекта, не спешит с применением его практических результатов: решение о регистрации затягивается непонятно кем и по каким причинам.

«Смотрите, что получается, – прокомментировал в беседе с корреспондентом «НГ» сложившуюся ситуацию специалист по генной инженерии растений, доктор (Phd) по молекулярной биологии, вице-президент «Супер-Агро» Алексей Конов. – Та же Бразилия (не говоря уже о США, Канаде, Аргентине) может теперь вполне легально импортировать в Россию свою продукцию. А при этом иметь собственную, созданную по своим ноу-хау, запатентованную, высокотехнологичную – Россия вроде бы не хочет. При этом импорт сходной продукции из-за рубежа растет».

«Пример Бразилии показывает, что если государство не принимает своевременных решений, его принимают фермеры, и государство оказывается в весьма глупом положении, – подчеркивает Константин Скрябин. – У нас разрешен импорт продукции из всех основных ГМ-растений, выращиваемых в разных странах мира (в том числе из ГМ-сои), но до сих пор нет ни одного гектара, занятых под ГМ-культурами. Я надеюсь, нам хватит мудрости и государственной воли признать очевидное: современное сельское хозяйство невозможно без биотехнологических культур, иначе мы в лучшем случае окажемся в самом глупом положении, в худшем – в полной зависимости от импорта».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
545
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
906
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
651
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
357

Другие новости