1976
Газета Интернет-версия

22.10.2003 00:00:00

Самосожжение "Галилея"

Тэги: наса, галилей, юпитер

наса, галилей, юпитер Миссия космического зонда 'Галилей' должна была закончиться шесть лет назад, но ее неоднократно продлевали.
Фото NASA

Снимем, господа, шляпы, хоть их сейчас практически и не носят. 21 сентября американский космический зонд "Галилей", получив соответствующий сигнал, последний раз включил свои двигатели и со скоростью 48 км/с направился прямиком на Юпитер. Встреча с газовым гигантом, точнее, с верхними слоями его атмосферы, произошла в 21.57 по московскому времени, хотя из-за огромного расстояния передача с его борта информации оборвалась только в 22.40. За этим событием наблюдали полторы тысячи сотрудников НАСА, среди которых только тридцать имеют к миссии прямое отношение.

Миссию "Галилея" можно считать, пожалуй, одной из главных удач НАСА. Главная, наверное, все-таки космический телескоп Хаббл, ветеран, который открыл астрономам новые горизонты и, в сущности, создал новую астрономию и с которым тоже все-таки вскорости придется расстаться. Но "Галилей"┘

Пусть по масштабам охвата мироздания он до Хаббла и не дотягивает, но он открыл нам столько нового о Юпитере и его лунах и, главное, обнаружил водный океан на Европе, в котором может гнездиться жизнь с большей вероятностью, чем на Марсе. Кроме Европианского океана он принес исследователям массу новой информации, которую еще только предстоит изучать. Он путешествовал в космосе и на орбите вокруг Юпитера 14 лет, пролетев за это время 4 631 778 000 километров. Помимо Европы с ее ледяным покровом толщиной в десятки километров и загадочными трещинами, которые напоминают сетку дорог, астрономы увидели с его помощью гигантские вулканы на Ио, ледяные миры Ганимеда, Каллисто, у которых, кстати, тоже есть океаны, получили ключевую информацию о самом Юпитере. "Галилей" прожил много дольше отпущенного ему срока - вместо планируемых вначале одиннадцати витков вокруг планеты-гиганта он сделал 35.

Несмотря на различные неприятности, сопровождавшие "Галилей", особенно происшествие с антенной, которая ни за что не желала раскрываться, он сделал все, чего от него ждали, и даже намного больше - его миссия должна была закончиться еще шесть лет назад, но ее неоднократно продлевали.

В сущности, "Галилей" сам себя приговорил к падению на Юпитер, когда открыл океан на Европе и заставил ученых заподозрить, что там есть жизнь. Земные микроорганизмы, жившие на его борту и непредсказуемым образом мутировавшие под воздействием радиации, не должны были попасть на европианскую ледяную корку ни при каких обстоятельствах. Но горючее у "Галилея" кончалось, близился момент, когда он перестал бы быть управляемым. В принципе специалисты НАСА тщательно очищают свои корабли от микроорганизмов, но в тот раз, в 1989-м, они этого не сделали. Предполагалось, что "Галилей", отлетав положенное, либо сам со временем упадет на Юпитер, либо останется на орбите. Но потом появились первые данные о Европианском океане, появились данные о микробах, способных пережить и космическую стужу, и космическую радиацию. Появилась мизерная вероятность того, что брошенный за ненадобностью, неуправляемый "Галилей" когда-нибудь столкнется с Европой и загрязнит этот естественный спутник Юпитера. Именно поэтому, чтобы исключить даже малейший шанс столкновения с Европой, "Галилей" еще в феврале этого года решили уронить на Юпитер.

Следующее свидание земного космического зонда с газовым гигантом планируется через восемнадцать лет. Это будет "Джимо" - Jupiter Icy Moons Orbiter, - оснащенный ядерным ионным двигателем, в сто раз более мощным и энергоемким, чем двигатель "Галилея". Предметом его главного интереса будут луны Юпитера. Сначала он пройдет вблизи от Каллисто, изучит ее изрытую кратерами поверхность, затем, вырвавшись из ее гравитационной хватки, полетит к Ганимеду, самому крупному из спутников Юпитера и самой большой луне в Солнечной системе, затем, подобно Колобку из сказки, убежит и от него тоже - и направится к главной своей цели, Европе.

Долго рядом с Европой "Джимо" не проживет - там очень высокая радиация, которой не выдержит даже специально разработанная, радиационно-устойчивая электроника. Он детально изучит ледовые рельефы таинственной луны, будет искать на ее поверхности газ, пыль, замерять магнитные поля, а затем, когда приборы начнут приходить в негодность, повторит судьбу "Галилея" и направится на Юпитер.

Но все это случится только спустя 18 лет.

А пока ближайшая цель, находящаяся еще дальше, - Сатурн. Он, кстати, тоже может принести исследователям немало сюрпризов. Даже не столько, может быть, сам Сатурн, сколько его спутник Титан - довольно крупная планета с метановой атмосферой. Три года назад там обнаружили круговорот метана в природе. На этой луне Сатурна бушуют апокалипсические шторма, там низколетящие метановые облака проливаются метановыми дождями. Этот естественный спутник Сатурна в чем-то очень похож на Землю, какой она была 4 миллиарда лет назад, когда жизнь на ней только зарождалась.

По предположениям некоторых ученых, на Титане, кроме океанов, есть еще и реки, где условия для зарождения жизни еще более благоприятны, чем на Земле, поскольку речные долины Титана существенно обширнее и глубже земных. Непонятно только одно - может ли зародиться жизнь там, где вместо воды течет метан.

Михаил Смирнов, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН, считает, что теоретически это вполне возможно, хотя мы и не знаем, как будут протекать химические реакции на таком холоде. По его словам, температура там как раз подходящая для круговорота метана - он может быть жидкостью, может испаряться и конденсироваться┘

Это совершенно не тот мир, к какому мы привыкли. Если там есть водяной лед, то это принципиально нетающая скальная порода, из которой могут формироваться горы.

"Тамошние существа, - пояснил в беседе с корреспондентом "НГ" Михаил Смирнов, - если они есть, коренным образом отличаются от земных. Как мы состоим почти из одной воды, так и они состоят почти из одного метана. В наших организмах основной энергоноситель - кислород, у них эту функцию может исполнять другое соединение, скажем, циан, угарный газ или аммиак".