Газета Интернет-версия

07.08.2002 00:00:00

Остров стабильного молчания

Тэги: сша, синтез, химия, дубна, ученые, скандал

В США в знаменитой Берклиевской Национальной лаборатории разгорелся скандал вокруг фальсификации данных, по грандиозности и неприличности не имеющий, пожалуй, равных во всей новейшей истории науки.

Шум поднялся вокруг открытия, совершенного группой берклиевских физиков в 1999 году. Тогда через самый престижный физический журнал Physical Review Letters они объявили об открытии сразу двух сверхтяжелых элементов таблицы Менделеева - 116-го и 118-го. Сообщение было воспринято на ура и с триумфом растиражировано практически всеми главными информационными агентствами мира.

Дело в том, что вообще-то сверхтяжелые трансурановые элементы с порядковыми номерами выше определенного в таблице Менделеева существовать не могут, поскольку их ядра чрезвычайно нестабильны. Однако лет тридцать назад родилась гипотеза о том, что среди океана трансурановой нестабильности для ядер, содержащих примерно 114 протонов и 184 нейтрона, существуют стабильные "островки", вследствие чего некоторые сверхтяжелые элементы, по своим параметрам попадающие на территорию этих островков, могут какое-то время существовать.

Эксперимент проводился на берклиевском 88-дюймовом циклотроне. 11 дней физики бомбардировали свинцовую мишень интенсивным пучком ионов криптона, извели на это дело миллиард триллионов ионов и получили три иона элемента 118, которые жили по 200 микросекунд, а потом превращались в ионы элемента 116.

Прелесть открытия для физиков Беркли заключалась не только в мировом приоритете, но еще и в том, что оно сразу поставило их далеко впереди самых главных берклиевских конкурентов - физиков из Объединенного института ядерных исследований в Дубне, опять же таки незадолго до того заявивших об обнаружении следов существования 114-го элемента.

Правда, восторги по поводу берклиевского эксперимента довольно быстро утихли - ни на немецком, ни на японском циклотронах повторить его результаты не удалось. Не удались также попытки повторить эксперимент и в самом Беркли, хотя все первоначальные условия там старались воспроизвести с максимальной точностью, за исключением разве состава экспериментаторов - обработку данных повторного эксперимента проводил не Виктор Нинов, как в первый раз, а другой экспериментатор.

Год назад, после того как вдобавок выяснилось, что теоретики предсказали существование стабильного 118-го элемента ошибочно, физики из Беркли официально отозвали свою статью, сообщив, что, по всей вероятности, они что-то не так проанализировали и скорее всего рождение 118-го элемента в своих экспериментах не наблюдали.

В середине июля этого года в том же Physical Review Letters появилось новое сообщение - здесь речь шла уже о преднамеренной фальсификации. Все три атома 118-го элемента оказались фальшивыми.

Внутреннее расследование в Беркли по этому поводу идет уже давно. В мае был уволен Виктор Нинов, проводивший эксперимент, но администрация Беркли старалась удержать этот факт в тайне.

Как сообщил корреспонденту "НГ" российский физик, живущий сейчас в США и посвященный в подробности этой загадочной истории, одной из сил, движущих этот скандал, была конкуренция с дубнинской группой физиков под руководством профессора Юрия Оганесяна. Блестящие и очень убедительные результаты по элементу 114, полученные в Дубне, заставляли Беркли спешить.

"Там на самом деле было много невидимой грязи, - пишет наш источник, - например, когда под давлением Беркли Phys. Rev. всячески тормозил публикацию дубнинских результатов. Там было много криминального: пропадающие ленты с данными и пр."

Центральная фигура скандала - Виктор Нинов - заслуживает, пожалуй, нескольких слов. Много лет назад его семья эмигрировала в Германию из Болгарии. Лет 8-9 он работал в Институте тяжелых ионов (GSI) в Дармштадте, быстро зарекомендовал себя очень талантливым экспериментатором, в середине 90-х участвовал в эксперименте по обнаружению 110-го, 111-го и 112-го элементов, после чего перебрался в Беркли. Нинов был на гребне славы, когда грянул скандал.

Сам Нинов подтасовки категорически отвергает: "Сейчас я не в состоянии правильно оценивать происходящее, в настоящий момент я слишком зол и огорчен. Возможно, когда-нибудь я буду только смеяться над всем этим".

Однако то, что вскрылось практически сразу же после публикации в прессе этих слов, сделало надежды Нинова на будущий смех весьма призрачными. Его германские коллеги по GSI вдруг заявили, что светило было поймано на фальсификациях еще тогда, когда шла работа над обнаружением элементов 110-112. Спустя примерно полгода после ее завершения, когда Нинов уже работал в США, немцы вдруг обнаружили в данных несколько подчисток, сделанных, как они уверены, рукой Нинова.

Тут интересно вот что.

Немцы давно уже знали о мошеннических склонностях "выдающегося ученого", однако сор наружу не выносили. Правда, трудно поверить, что в приватных разговорах они молчали. Далее. Юрий Оганесян, руководитель дубнинской группы, был, по нашим сведениям, первым, кто на глаз заметил фальшивые вставки в немецких данных. Он был настолько убежден в фальшивости берклиевского эксперимента, что категорически запретил повторять его в Дубне, хотя там-то как раз это очень легко было сделать. (В скобках заметим, что в июле 2000 года группа Оганесяна зафиксировала распад ядра 116-го элемента и сейчас ведет эксперименты по синтезу 118-го.) Наконец, очень трудно поверить, что в Беркли работают такие недоумки, что очевидный для многих факт фальсификации не бросился им в глаза. Даже после того, как все всем стало ясно, молчание Беркли затянулось на полтора-два года.

Это, кажется, в первой речи против Катилины Цицерон говорил: "Народ это видит, cенат это понимает, Цезарь об этом знает, а этот вот все-таки живет!"

И хорошо, если это стабильное всеобщее молчание объясняется только гомерическим масштабом скандала, всеобщим нежеланием его раздувать, нежеланием впутываться в него. Хорошо, если такие островки стабильного молчания не являются для науки чем-то совершенно обычным.