Медики уверены, что учеба дома позволит защитить здоровье и самих детей, и их пожилых родственников. Фото агентства «Москва»
Дистанционное обучение для учеников 6–11-х классов московских школ продлено еще на две недели. Медики и городские власти учли, что количество случаев заражения коронавирусом в столице продолжает расти, и предпочли предотвратить контакты школьников, которые могут заразиться в классах и затем заразить родственников. Врачи констатируют: дети часто являются бессимптомными переносчиками коронавируса и перевод на дистант стал эффективным средством, предотвращающим распространение COVID-19.
Согласно данным московского Оперативного штаба по противодействию коронавируса, в столице за сутки подтверждены 5882 новых случая COVID-19, за тот же период были госпитализированы 1444 пациента с коронавирусом. При этом за прошлую неделю было выявлено 41 тыс. новых случаев коронавируса, что в полтора раза больше, чем фиксировалось в начале октября. Как отмечают медики, с 4 октября еженедельная заболеваемость во всех возрастных группах выросла более чем в два раза и исключением стали лишь школьники, среди которых темпы распространения вируса сохранились на уровне начала октября. «Дистанционное обучение является эффективным средством профилактики распространения коронавируса. Школьники меньше болеют сами и реже заражают пожилых родственников», – отметил мэр Сергей Собянин. Как отмечают врачи, дети в полтора раза чаще передают коронавирусную инфекцию совместно проживающим родственникам, чем взрослые. В результате, заразившись в школе, они легко заражают других членов семьи и повышают общий уровень заболеваемости в мегаполисе.
Статистика свидетельствует, что перевод старшеклассников на дистанционное обучение оказался эффективным средством, предотвращающим распространение коронавируса в этой группе. Число заболевших школьников 6–11-х классов за последний месяц находится примерно на одном уровне – 1,5–2,2 тыс. случаев в неделю. Параллельно медики отмечают стабилизацию и заболеваемости в основной группе риска (москвичи старше 65 лет) – 5–6 тыс. случаев в неделю. Согласно подсчетам медиков, если бы городские власти не приняли меры и среди старшеклассников сохранился бы такой же рост заболеваемости, как и у горожан других возрастов, то общая заболеваемость инфекцией в Москве увеличилась бы на 12%.
Руководитель Роспотребнадзора Москвы Елена Андреева отмечает, что в условиях пандемии важно уменьшить необходимость горожан контактировать друг с другом. «Это временная мера. Родители, услышьте нас! Если мы с вами ее выдержим, это позволит удержать заболеваемость на тех цифрах, которые есть сегодня, не превысить пиковые майские значения. Поверьте, когда мы будем выводить из ограничений разные группы и возвращать допобразование и детей в очную форму, то мы это будем делать с особой радостью, – сказала Андреева. – Мы провели исследование 280 случаев, выявленных с 1 июня по 21 октября, – 17% заболевших в домашних очагах заразились от инфицированных детей». По словам главы столичного Роспотребнадзора, единственная возможность уйти от неконтролируемого роста заболеваемости сейчас – введение ограничительных мер, в том числе среди школьников.
Клиническими особенностями COVID-19 у детей являются ОРВИ, желудочно-кишечная форма, пневмония без дыхательной недостаточности и с таковой, а также менингоэнцефалит, острый респираторный дистресс-синдром (ОРДС), – говорит главный педиатр Москвы, главный врач Детской городской клинической больницы имени Башляевой Исмаил Османов. По его словам, COVID-19 может стать фактором для развития мультисистемного воспалительного синдрома – тяжелого поражения всех систем организма, который может протекать с сепсисом, вызвать септический шок.
«К моменту появления положительной реакции дети, как и взрослые, способны распространять вирус уже несколько дней. При этом для детей характерно длительное выделение вируса даже после нормализации самочувствия, – говорит Османов. – Именно поэтому необходимо разобщать детей, как бы это тяжело ни давалось и школьникам, и их родителям. Статистика показывает, что в числе заболевших детей превалируют старшеклассники, и превалируют с наиболее тяжелым течением заболевания – болеют «по-взрослому». А разобщение – один из базовых принципов эпидемиологии, который применяется абсолютно при любых инфекциях с высоким уровнем контагиозности, к которым, несомненно, относится и новая коронавирусная инфекция».
«Мы прекрасно понимаем, что дети являются «немыми» переносчиками инфекции, поэтому мы можем видеть рост во время второй волны пандемии, – обращает внимание главный врач городской клинической больницы № 40 Денис Проценко. – Если дистанционное обучение позволит снизить заболеваемость COVID-19, то нужно набраться терпения, так как дети часто являются бессимптомными переносчиками коронавируса».
Главврач говорит, что понимает реакцию родителей на дистанционное обучение. «На собственном примере могу поделиться мнением о дистанте: моя дочь оканчивает школу, она учится дистанционно, конечно, ей не все нравится, – признается Проценко. – Вот уже полгода она не общается с бабушкой и дедушкой. Негативные эмоции родителей в отношении дистанта понятны, но давайте посмотрим на другую сторону – 212 реанимационных больных, более 40 на ИВЛ (в госпитале в Коммунарке на 13 ноября. – «НГ»). Если принимаемыми мерами, дистантом мы сможем снизить распространение вируса, значит, нам нужно набраться сил и терпения преодолеть это, как мы это делаем с марта».
«Я не только чиновник, но в прошлом – учитель, понимаю, что мы учим детей принимать решения и нести за них ответственность, – говорит заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Антон Молев. – Я понимаю, что самые заслуживающие уважения решения – это самые трудные, как правило. И, безусловно, те решения, что принимались весной и тем более сейчас, осенью, – это не результат каких-то планов или желаний. Это вынужденная мера. И коллеги-депутаты, и сами родители задавали вопрос: как сам департамент относится к дистанционной форме? Так же, как и любой здравомыслящий человек, как и любой профессионал, как и президент нашей страны, который многократно с большого экрана говорил: это лишь инструмент, никакого знака равенства с очным образованием тут нет».
По словам Молева, перевод школьников на дистант – ответственное, тяжелое решение во имя спасения здоровья и детей, и взрослых, и учителей: «Мы не ставим знак равенства между дистанционным и очным образованием. Нет людей, которые бы хотели перевести школьников полностью на дистанционку. Мы выбираем между очным образованием и здоровьем детей».
По словам Молева, дошкольники находятся в других условиях. «И объемы контактов там меньше, да и организация жизни такова, что дети из разных дошкольных групп почти не контактируют друг с другом. Они фактически уже находятся на условном карантине», – констатирует замглавы департамента.
Председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты Москвы Мария Лазутова полагает, что родители в этих условиях заслуживают особой благодарности: «Большинство из них в процессе дистанционного обучения практически получали педагогическое образование. Ведь не секрет, что родители до дистанта в полной мере не представляли методику цифрового обучения. И многим из них, к нашей великой радости, пришлось выступать в качестве педагогов для других родителей. В этот период формировалось взаимное педагогическое и родительское сообщество».
«Конечно, родители и дети сталкиваются с эмоциональными и психологическими трудностями, – констатирует заместитель директора Московской службы психологической помощи населению Ольга Тенн. – Некоторых родителей беспокоит влияние дистанционного обучения на детей. Безусловно, тревоги родителей понятны. Адаптация к новым условиям обучения – довольно сложный процесс, требующий эмоциональных затрат, и не всегда получается справиться самостоятельно».
В Москве Служба психологической помощи помогает семьям справляться с другими кризисными ситуациями бесплатно и в круглосуточном режиме. «Все услуги сейчас мы перевели в дистанционный режим. Нам можно позвонить, есть телефон помощи, написать в чат круглосуточный, в котором работают профессиональные психологи. Они готовы ответить на все вопросы и поддержать».
Как отмечает Тенн, если в семье возникают проблемы с обучением или конфликты, по поводу того как организовать процесс учебы, психологи готовы оказать профессиональную конструктивную поддержку: «Преувеличивать негативное влияние дистанционного обучения я бы не стала, особенно когда мы говорим про временный характер. Конечно, спорить о том, что очное обучение удобнее и лучше, даже не стоит. Но тем не менее сейчас речь идет о здоровье, и выбор очевиден».
комментарии(0)