Московские школы в условиях пандемии работают по-новому, но продолжают давать детям знания высокого уровня. Фото РИА Новости
Московские школьники, по данным международного исследования PISA 2018, занимают четвертое место в мире по глобальным компетенциям и второе – по финансовой грамотности. Такие данные содержатся в отчете о результатах исследования, обнародованном накануне. Всего эксперты изучили 79 стран и регионов.
Согласно результатам авторитетного международного исследования PISA 2018, московские школьники продемонстрировали высокий уровень знаний и заняли четвертое место в мире по глобальным компетенциям и второе – по финансовой грамотности. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой, Москва подавала заявку на участие в исследовании как отдельный регион. «Наконец-то мы получили результаты наших школьников по направлению «Глобальные компетенции». Оценивалось то, насколько ребята готовы жить и работать в многокультурном обществе, как они воспринимают глобальные явления и могут анализировать глобальные проблемы. Результаты очень впечатляют – наши школьники вошли в пятерку лучших в мире. Ранее мы получили результаты исследования по финансовой грамотности, которые оказались еще лучше, – наши школьники заняли второе место, уступив лишь сверстникам из Эстонии», – констатирует Ракова. Отчет по результатам международного исследования глобальных компетенций и финансовой грамотности можно прочитать на официальных сайтах Федерального института оценки качества образования и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Напомним, PISA (Programme for International Student Assessment) – это специальная международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, которую реализует Организация экономического сотрудничества и развития. В исследовании PISA 2018, которое проводилось с 16 по 30 апреля 2018 года, участвовали 79 стран и регионов. Москву представляли 7289 учащихся из 151 образовательной организации, которые выполняли задания при помощи компьютера.
Глобальные компетенции – это новое направление в исследовании PISA. Оно определяется экспертами как многомерная способность, включающая в себя следующие глобальные компетенции: способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные мировоззрения и точки зрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими и принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития. Цель исследования – ответить на вопрос о том, в какой степени 15-летние школьники готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное разнообразие, а также выяснить, как учащиеся воспринимают явления глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы, вопросы взаимодействия культур и прочие.
В декабре 2019 года уже были опубликованы результаты исследования PISA по основным компетенциям. Тогда оказалось, что московские школьники по уровню читательской грамотности входят в тройку лучших в мире, а по уровню естественно-научной грамотности – в шестерку. При этом московским школьникам по первой компетенции удалось улучшить результаты 2016 года, когда они занимали в международном рейтинге шестую строчку. По уровню естественно-научной грамотности представители столичных школ заметно улучшили свои результаты, поднявшись сразу на шесть пунктов с 12-го места в 2016 году на 6-е в 2018-м. Ожидаемо, по всем направлениям исследования результаты жителей Москвы оказались лучше общероссийских. «Мы всегда добивались, чтобы в наших школах, во всех школах было качественное образование, – отмечал мэр Москвы Сергей Собянин. – Это дает нам возможность двигаться вперед. Конечно, в Великобритании, в США, в других странах есть просто уникальные, интересные школы. Но это элитарные школы, элитарное образование. А у нас высокое качество в среднем всего образования». В 2019 году Москва также фигурировала в международном исследовании консалтинговой компании BAIN, которая сравнила системы школьного образования крупных городов. Их условно разделили на три группы: города, в которых школам уделяется мало внимания, города, в которых несколько сильных элитарных школ соседствуют с множеством очень «средних» учебных заведений, и города, в которых большинство детей могут получить качественное образование. Российская столица была отнесена экспертами к третьей группе городов с большим количеством хороших школ.
Отметим, что одной из основных целей национального проекта «Образование» стало попадание России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования к 2024 году. Определяться положение РФ по качеству образования относительно других государств будет на основе результатов интернациональных исследований, в числе которых PISA, PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study – исследование качества чтения и понимания текста) и TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study – мониторинговое исследование качества школьного математического и естественно-научного образования). Чтобы получать данные о состоянии системы образования России и видеть динамику, регулярно планируется проводить оценку качества образования в российских школах по стандартам исследования PISA. «Мы планируем ежегодно проводить оценки в 14 регионах с участием более 1500 школ. До 2024 года в оценке примут участие все 85 регионов России, в каждом из которых участниками будут около 100 школ. Помимо этого каждый год будет проводиться оценка по России в целом, кроме тех лет, когда проводится основное исследование PISA», – рассказывал на посту главы Рособрнадзора Сергей Кравцов, который сейчас занимает пост министра просвещения РФ.
|
комментарии(0)