Линии наземного метро будут пересекать Москву и наладят новые транспортные связи столицы с Подмосковьем. По данным правительства Москвы
Москва готовится к реализации нового транспортного мега-проекта. К МЦК (Московскому центральному кольцу), которое было запущено год назад и ставит рекорды по объемам перевозок, в столице прибавится система «наземного метро», которую предварительно называют МЦД (Московские центральные диаметры). Мэр Сергей Собянин на днях уже представил проект президенту Владимиру Путину и получил его одобрение.
Сейчас электропоезда, прибывающие в Москву по основным железнодорожным направлениям, останавливаются на вокзалах, по сути дела, в тупиках. Идея московских властей и представителей Российских железных дорог (РЖД) состоит в том, чтобы соединить ветки, образовав маршруты, диаметрально пересекающие столицу. «С Российскими железными дорогами мы придумали схему, которая бы соединила разрозненные куски пригородных железных дорог и создала сквозные диаметры, – рассказал Сергей Собянин. – На примере Белорусского и Савеловского направлений можно увидеть, что, по сути дела, создается новая наземная ветка метро протяженностью около 50 км, которая будет перевозить 42 млн человек». Новая транспортная система позволит поездам насквозь пересекать центр города, а это увеличит интенсивность движения поездов и улучшит транспортное сообщение в Москве, рассказал градоначальник. Отметив, что средств из федерального бюджета на выполнение программы не потребуется, Собянин попросил поручения президента о том, чтобы МЦД рассматривали как один из приоритетных проектов в рамках Московского транспортного узла. Идея получила поддержку президента. «Хорошо, давайте начинать», – заявил Владимир Путин.
Пока МЦД планируется создавать и обслуживать по стандартам МЦК – новейшей наземной транспортной системы Москвы, запущенной год назад. Как сообщала «НГ» (14.11.17), этот современный вид транспорта был создан в пространстве Малого кольца Московской железной дороги, однако это не просто новые поезда, которые пустили по старым рельсам. В процессе создания Центрального кольца была модернизирована вся инфраструктура – от путей до оборудования, построены станции, переходы и пересадочные пункты. Современные поезда «Ласточка», курсирующие по МЦК, в которых есть туалеты, розетки для зарядки гаджетов и бесплатный Wi-Fi, стали очень популярны у горожан – с момента старта проекта они перевезли более 105 млн человек. Таким образом, МЦД будет сильно отличаться от привычных электричек и расписанием, и подвижным составом, и продуманными переходами на другие виды транспорта. Нужно отметить, что линии наземного, или легкого, метро работают во многих городах мира, например в Париже.
По расчетам планировщиков МЦД, в Москве можно создать 5–15 диаметральных линий. Первая подобная ветка, которую пока называют «Московский центральный диаметр-1», должна соединить Белорусское и Савеловское направления, протянется от Лобни – через Долгопрудный и Сколково – до Одинцова. Добраться же из Лобни до Одинцова в итоге можно будет не за 2 часа, а всего за час. Длина этого маршрута, который обойдется в 8 млрд руб. и может быть выполнен всего за 1–1,5 года, составит 50 км. При этом если бы для соединения Белорусского и Савеловского направлений решили строить подземную ветку, это заняло бы годы работы и стоило 250 млрд руб. «Московский центральный диаметр – 2» должен соединить Рижское и Курское направления и пройти от Нахабино до Подольска. Его можно будет построить за 12 млрд руб. в 2018–2019 годах.
По подсчетам Департамента транспорта Москвы, реализация проекта позволит снизить нагрузку на транспортную инфраструктуру Москвы на 12% и улучшить качество транспортного обслуживания примерно 2,3 млн жителей столицы и Подмосковья.
Глава РЖД Олег Белозеров считает, что создание наземного метро позволит не только перевозить пассажиров внутри Москвы, но и превратить столицу в авиационный хаб – ведь вокруг расположены сразу несколько крупных международных аэропортов. «Мы планируем, что движение между аэропортами по результатам завершения этого проекта будет не более одного часа, а это ровно то время, которое нужно пассажиру для формирования таких переездов», – заявил Белозеров.