Памятник Максиму Горькому теперь стоит в центре трамвайного разворотного кольца. Фото со страницы Сергея Собянина в Twitter
Реконструкция площади Тверская Застава и ее окрестностей практически завершена, а на днях на ней уже протестировали трамваи нового поколения – быстрые и тихие. Возвращение трамвайного движения – это лишь часть изменений, которые произошли с площадью перед Белорусским вокзалом по программе «Моя улица» за минувшее лето.
Многие молодые жители столицы помнят Тверскую Заставу исключительно в виде перекопанной и огражденной заборами площадки. В 2003 году планировалось построить здесь торговый центр с подземным паркингом, а также крупную транспортную развязку. Местные жители были крайне недовольны этим планом, к тому же кризис не позволил осуществить проект. Лишь к 2016 году площадь избавилась от заборов и на ней появилась привокзальная парковка. Однако к тому моменту уже было известно, что это временное решение и городские власти готовят реорганизацию Тверской Заставы. На основе транспортной схемы, составленной сразу несколькими столичными ведомствами, проект подготовило бюро West 8 известного архитектора Адриана Гёзе. Он предусматривал не только возвращение на площадь трамвайных путей, но и благоустройство пространства для пешеходов, которых у Белорусского вокзала всегда много.
По программе «Моя улица» окрестности Белорусского вокзала изменили до неузнаваемости, например на площади появился сквер с газонами, куда вернулся знаменитый памятник Горькому работы Ивана Шадра и Веры Мухиной. На месте пустыря на пересечении Бутырского Вала и 1-й Тверской-Ямской улиц создан парк, который свяжет Белую площадь с Белорусским вокзалом в удобный пешеходный маршрут. От Белой площади к вокзалу теперь можно будет пройти под Тверским путепроводным мостом по модернизированным переходам, где будет установлена новая подсветка.
Работы стартовали в июне и должны завершиться ко Дню города, который в нынешнем году будет праздноваться 9 сентября. Однако на днях мэр Сергей Собянин, побывавший на Тверской Заставе, отметил, что ее благоустройство уже практически завершено. «Общественное пространство Москвы, ее площади имеют не меньшую, а может, даже большую ценность для города и должны так же охраняться, – заявил градоначальник. – Все горожане должны бережно относиться к их истории. И то, что мы реконструируем и возвращаем городу площадь за площадью, в том числе Тверскую Заставу, мне кажется, это закономерный, правильный, справедливый исторический процесс». Завершение работ на площади у Белорусского вокзала эксперты считают финалом многолетнего проекта «Большая Ленинградка», в который входили строительство и благоустройство нескольких магистралей по направлению от Манежной площади до МКАД. «Мы увеличиваем в разы количество остановочных павильонов, продлеваем трамвайные пути, делаем разворотное кольцо, сокращая таким образом практически на 500 метров расстояние от вокзала до трамвайных путей», – сказал Собянин.
Тестовый запуск трамвая нового поколения уже состоялся 19 августа и завершился успешно. Трамваи нового поколения «Витязь-М», оснащенные системой климат-контроля, навигацией и камерами видеонаблюдения, будут курсировать от Лесной улицы до разворотного кольца на Тверской Заставе. Укладка 1,22 км трамвайных путей позволит, по сути, создать новые маршруты, комбинируя старые, в частности, № 7 и 9. Например, по словам градоначальника, один из трамвайных маршрутов свяжет Тверскую Заставу и площадь трех вокзалов. Пассажиры смогут проехать это расстояние примерно за 30 минут. «Завершения работ на Тверской Заставе мы ждали очень давно, и то, что получилось в итоге, – просто прекрасно, ведь мы долго опасались, что на площади появится гигантский торговый центр, который застопорит все движение, – говорит жительница улицы Александра Невского Наталья Гончаренко. – Теперь у нас тут несколько скверов, будут ходить новые трамваи, которые не так шумят, как старые, и быстрее ездят по маршруту, – теперь можно будет добираться на работу, не спускаясь в метро».
Новые трамваи – отечественного производства, они действительно быстроходные, тихие и вмещают больше пассажиров, чем другие модели. Тверские трамваи уже прошли обкатку в Москве на нескольких маршрутах и будут поставляться по контрактам жизненного цикла – то есть производитель будет сам ремонтировать вагоны и обеспечивать их работоспособность.