Поддержание работоспособности систем жизнеобеспечения дома – дело недешевое, но необходимое. Фото PhotoXPress.ru
В Москве будет создана специальная рабочая группа, которая займется подготовкой предложений по формированию городской системы капремонта. Такое решение было принято по итогам вчерашнего обсуждения проблемы недофинансирования капремонтов в столице, состоявшегося в городской Общественной палате. И эксперты, и представители ТСЖ согласились с тем, что нынешняя ситуация с капитальным ремонтом многоквартирных домов чревата серьезными проблемами и происшествиями в будущем, а потому меры нужно принимать без промедления. Участники дискуссии разошлись в оценках того, сколько должны платить москвичи, однако согласились с тем, что городским властям нужно создать систему компенсации потерь социально незащищенных москвичей. В бюджете города на это даже предложили предусмотреть до 25 млрд руб.
Рабочая группа по формированию городской системы капремонта будет работать под руководством депутата Мосгордумы Степана Орлова, при этом за ее деятельностью будет следить комиссия по развитию ЖКХ Общественной палаты Москвы. Пути решения проблемы недофинансирования капремонтов и предлагаемые тарифы планируется обсуждать публично, параллельно проводя опросы москвичей. А обсуждение предстоит непростое, показала вчерашняя дискуссия в Общественной палате.
С тем, что создание системы капремонта жизненно необходимо Москве уже сейчас, согласны были все. Владимир Гурьев, заместитель директора Московского научно-исследовательского и проектного института типологии, экспериментального планирования, проектировавшего большинство московских домов, отмечает: «Главные проблемы – износ инженерных систем, плохое состояние кровель. Их незамена в скором будущем скажется на состоянии несущих систем зданий». «Москва задержала создание программы капремонта, – утверждает исполнительный директор СРО НП «Межрегиональная гильдия управляющих компаний в жилищно-коммунальном хозяйстве», член экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Вера Москвина. – С одной стороны, это хорошо – мы увидели ошибки других регионов, с другой – промедление грозит проблемами с жилищным фондом. Все участники жилищных отношений хотят комплексного приведения домов в порядок. Москвичи давно делают ремонт за свой счет и не нужно лишать их возможности реализовать свои права». По словам Москвиной, в обязательном порядке необходимо будет разработать программу подбора организаций, осуществляющих технический надзор за состоянием домов, и ввести аккредитацию саморегулирующихся организаций, работающих в этой сфере.
«Латание дыр и те деньги, которые мы вкладываем ежегодно в поддержание дома, съедают львиную долю наших средств, – констатирует председатель ТСЖ «Квинта» Тамара Копыркина. – Программу капремонта надо было вводить вчера, и мы опаздываем. Когда все трубы в хомутах – смотреть на это страшно. Я поддерживаю коллег, но немаловажный фактор – собрания. У нас многие дома с долей города, в нашем доме она – 20%. И у нас есть проблема – город не принимает участия в нашей работе. Мы несколько лет назад делали попытку ввести в ЕПД строку «на работы капитального характера», и, если бы город нас тогда поддержал, все четыре крыши были бы отремонтированы».
«Мы долго ждали, когда же нам разрешат собирать деньги на капремонт, – говорит председатель Совета дома по ул. Перерва, 43 Галина Кирьянова. – У нас есть средства на текущий ремонт. Но на работы, которые надо проводить немедленно, у нас денег нет. Мы пытались их собрать, но половина дома – арендное жилье. Часто собственникам безразлично, как он будет содержаться, они хотят выжать из имущества максимум, а мы не можем добиться от них платы за содержание. Просьба дать нам возможность взимать деньги и накапливать их».
«Москва поступила разумно, посмотрев, как будет внедряться система капремонта в других регионах, и принятие московского закона сейчас очень своевременно», – считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева, по словам которой, надо понять, какова будет роль управляющих организаций в этом процессе.
«82 субъекта уже утвердили минимальный взнос, настало время это сделать в Москве, – отметила заместитель генерального директора ГК «Фонд содействия реформирования ЖКХ» Ольга Сердюк. – Мы понимаем, что ответственные собственники смогут сами установить размер взноса, который им нужен, – кто-то захочет лишь привести в порядок инженерные сети, а кто-то, исходя из своих возможностей, захочет модернизировать системы в доме».
А вот насчет суммы, которую нужно будет платить москвичам, у экспертов и активистов ТСЖ возникли разногласия. «Регионы приняли такую низкую сумму, что сами загнали себя в угол, – отмечает Вера Москвина. – Нам без консультации с экспертами сложно понять, какой должна быть сумма. Но, по словам экономистов и управ компаний, 50–80 руб. с метра – правильная цена, ниже которой не стоит и начинать. Мы же считаем, что эта сумма слишком высокая и более приемлемо 20–25 руб. с квадратного метра. Прошу Мосгордуму при любой сумме учесть, что необходимы будут меры социальной поддержки москвичей».
«Работать над формированием ставки должны профессионалы. Я думаю, что названные цифры завышены. Я была бы в состоянии шока, если бы получила платежку с такой суммой, – говорит Елена Николаева. – Давайте не будем сваливать все в одну кучу – не нужно путать проблему капремонта с проблемами при приеме новых домов. Мы должны говорить лишь о восстановительном капитальном ремонте. Создаваемая система должна быть достаточно гибкой, чтобы и собственники, и муниципальные образования могли понимать, каким образом будет проводиться капремонт. Важен и контроль проведенных работ. Надо понять, какова роль управляющих организаций, которые занимаются текущими работами. Надо все обсуждать, и Москва не имеет права на ошибку – мы должны внимательно оценить все риски, защитить малоимущих, город должен изыскать средства на оплату для них».
«Сборы идут по всей России, кроме Москвы, – говорит председатель ТСЖ дома по ул. Цюрупы, 8 Алла Соколова. – Дома разные, разного года постройки и потому нужен дифференцированный подход к ставке. Мы пытались посчитать, сколько надо будет платить, но мы не великие экономисты и получили только приблизительные результаты. При этом мы не считали замену лифтов, добавили на ремонт мусоропроводов, системы дымоудаления, ремонт полов, замену окон. Суммы получились не маленькие – более 40 руб. с метра без учета инфляции. Хотелось бы обратиться к экспертам, чтобы они определили ставки. Большинство жителей ситуацию понимают и готовы платить».
«Взнос на капремонт недаром был назван минимальным, однако уже сейчас кому-то кажется большим, кому-то нормальным, – говорит Ольга Сердюк. – Из опыта могу сказать, что для того, чтобы региональная программа работала на нормальном уровне, нужно 18–21 руб. с квадратного метра. Иногда в регионах на старте программы принимались решения исходя не из реальной ситуации, а по другим показаниям. Например, устанавливали 2 руб. с метра, но это чревато проблемами. Ответственное решение, которое принимает власть, должно строиться на точном расчете. Самое главное – его объяснить, чтобы люди понимали, куда пойдут их деньги и почему нужно собирать именно столько».
«Мы исследовали ситуацию и выяснили, что только два региона – Тюмень и Москва – вышли на решение по оплате, обеспечивающее проведение капремонта, – отмечает депутат Мосгордумы Ярослав Кузьминов. – В других регионах руководители приняли безответственное решение – приняли ставку в среднем 6 руб. с метра и, таким образом, переложили на следующих руководителей ответственность за те проблемы, которые у них будут в жилищном фонде в ближайшее время. По нашим расчетам, 35–40 руб. в месяц нужно для капремонта в нормативные сроки, 15–20 руб. – в предельные». По словам Кузьминова, мониторинг настроения населения в разных регионах по поводу готовности людей финансировать расходы на содержание домов показывает, что в Москве 30% жителей согласны участвовать в этом деле. При этом важно учесть интересы социально незащищенных москвичей и сохранить высокие социальные гарантии, традиционные для столицы РФ. «Если семья из четырех человек с общим доходом 100 тыс. в месяц будет платить 1% от дохода, это приемлемо, – отмечает Кузьминов. – Но если в квартире живет один человек, то он будет платить уже 10% – для многих это будет сложно. Поэтому необходимо предусмотреть систему компенсации. Льгота должна быть 100-процентная в пределах социальной нормы. Каким может быть объем дотации? У нас примерно 3,5 млн льготников, при социальной норме в 35 кв. м примерно можно подсчитать, что на их нужды надо предусмотреть в бюджете города 22–25 млрд руб.».