Краеведы беспокоятся за усадьбу.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Музей-усадьба «Архангельское», расположенная в Красногорском районе Московской области, охраняется как памятник федерального значения. Но парки и сады, которые его окружают, пытаются по кусочку оттянуть местные власти. Чиновники считают, что этой дорогой земле можно найти более правильное применение, чем создавать неповторимую архитектурно-садовую зону исторического места. Они уверены, что небольшой и очень дорогой коттеджный поселок никак не испортит заповедную землю. 20 июня состоится суд, который должен вынести окончательное решение – быть «Архангельскому» музеем-заповедником или достопримечательностью нового коттеджного поселка.
Статус государственного музея «Архангельское» получило в 1996 году постановлением правительства России. Тогда же властям Московской области было поручено установить границы охранной территории вокруг памятника. В 2001 году был подготовлен проект, который подмосковное правительство утвердило своим постановлением. Музею-усадьбе должны были передать 800 гектаров земли.
Прошло 10 лет, сейчас официально за «Архангельским» закреплено всего лишь 62 гектара.
Конечно, оставшаяся часть земли не пустует, на ней появляются дачи, целые коттеджные поселки. Если даже на Бородинском поле люди позволяют себе строить дома, то уж на территории «Архангельского» тем более не будут стесняться.
Постановления Московского областного правительства, даже постановление правительства России просто не брались в расчет. Охранные земли усадьбы продавались, брались в длительную аренду.
«Это очень похоже на процесс рейдерского захвата, – сказал «НГ» сопредседатель попечительского совета музея-усадьбы Олег Матвеев. – Ты сидишь, занимаешься историей, думаешь, как бы отреставрировать вверенный тебе памятник, как бы найти спонсора. Вдруг ты видишь, как на заповедную землю приезжает трактор и начинает рыть. Выясняется, что уже несколько лет назад были оформлены права на этот участок. Потом земля несколько раз перепродавалась, и пришел так называемый добросовестный собственник. Для того чтобы процесс повернуть вспять, нужно потратить очень много времени и сил, и непонятно, получится ли что-нибудь». Матвеев предположил, что провернуть такую схему невозможно без участия местных властей и правоохранительных органов. «Первый сигнал о незаконных договорах поступает именно к ним. Но что такое правоохранительные органы? – спрашивает Матвеев и сам отвечает на свой вопрос: – Долгое время прокурором Красногорского района был Игнатенко, который потом стал зампрокурора всей Московской области и сейчас в бегах из-за уголовного дела об игорном бизнесе. К нему обращались, но сами понимаете, что толку не было».
Сейчас законность договоров аренды выясняется в суде. Есть восемь решений суда, вступивших в законную силу. В пяти случаях суды встали на сторону защитников культурного наследия. Арендодателем в этих случаях выступали чиновники Красногорского района, которые никаких прав на землю не имели.
В трех случаях арендодателем выступил Рослесхоз. Земли вокруг театра Гонзаго, построенного при князе Юсупове, оформлены как земли Лесного фонда. Рослесхоз – федеральная структура, поэтому сдавать в аренду земли федерального значения ведомство имело условное право. Арбитражный суд Московской области признал аренду законной. «Но ведь на землях Лесного фонда не могут действовать никакие другие законы, кроме Лесного кодекса, – подчеркивает Матвеев. – С арендаторами заключен типовой договор аренды лесных земель, который позволяет осуществлять на участке создание лесной инфраструктуры, а также строить объекты, не связанные с лесной инфраструктурой. Это прямое нарушение закона об охранных зонах памятников культуры. Суд это почему-то не учел».
20 июня будет рассмотрена апелляция защитников памятника. Они сообщают, что арендатор планирует построить 40 коттеджей на этой территории. Если апелляция будет проиграна, строительство остановить будет нельзя.
Впрочем, иногда застройщик обходится вовсе без каких-либо документов. «На охранной территории без каких-либо законных оснований уже построено несколько капитальных строений, – рассказывает зампред Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Евгений Соседов. – Вот, например, Горятинский район. Здесь был фарфоровый завод князя Юсупова, сейчас эта территория находится в собственности частной фирмы, здание, построенное ими, выходит на Горятинский пруд, – показывает Соседов добротное современное двухэтажное здание. – Вот опять же дом, построенный без каких-либо законных оснований. Все наши заявления в прокуратуру заканчиваются ничем».
Соседов говорит, что защитники памятника пытались обращаться и к федеральным властям – писали письма президенту, но все их запросы снова и снова спускались на местный уровень и попадали к тем же нарушителям, чтобы они сами с собой разобрались. «Складывается ощущение, что этих местечковых царьков вообще никто не контролирует. Если они могут позволить себе такое на территории памятника федерального уровня».
На сторону работников музея встала Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культуры (Росохранкультура). Но совсем недавно – в феврале этого года – служба была упразднена указом президента. Сейчас непонятно, кто должен выполнять ее функции. Но очевидно, что Министерство культуры с ними не справляется. «Нам бы хотелось, что Министерство культуры шло в авангарде защиты культурного наследия. А оно подключается только в тот момент, когда история уже получила широчайший общественный резонанс и молчать дальше просто невозможно», – сказала глава ВООПИК, член совета при президенте по искусству Галина Маланичева.
Не совсем понятна и позиция Росимущества. Именно это ведомство заведует всем государственным имуществом федерального значения, в том числе и музеем-усадьбой «Архангельское». Но защищать государственное имущество представители ведомства не спешат.
«Росимущество должно подавать в суд на незаконных захватчиков земли, они не хотят с этим связываться, – говорит Матвеев. – До сих пор они давали доверенность нашим адвокатам, чтобы мы представляли их интересы. Сейчас они доверенность давать отказываются».
Получить комментарий от администрации Красногорского района корреспонденту «НГ» не удалось, но мы были бы рады услышать их позицию.