В Москве будет запрещено размещение рекламы на строительных сетках и фасадах зданий. Такое решение было принято во вторник на заседании правительства. Как отмечают эксперты, рынок такой рекламы небольшой, но приносит сверхдоходы – разместить подобную рекламу стоит недешево. Компании, специализирующиеся на размещении такого рода рекламы, будут вынуждены вообще уйти. Но игроков на этом рынке крайне мало – чтобы участвовать в таком бизнесе, нужно обладать большим административным ресурсом.
До конца 2011 года власти Москвы планируют освободить город от наружной рекламы на строительных сетках и фасадах зданий. «Такая реклама уродует город и не приносит доходов в бюджет», – подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин.
Глава департамента СМИ и рекламы Владимир Черников отметил, что зачастую в Москве под предлогом реставрации завешиваются рекламой целые здания. «Самый вопиющий случай – это, кончено, фасад здания газеты «Известия», который уже 5 лет завешан рекламой, но там не то что ремонт не идет, там даже строительные леса не установлены», – сказал Черников. Чиновник добавил, что в Москве таким образом закрыты 73 здания, и только 8 из них имеют на это разрешения.
Напомним, разговоры о том, что реклама портит архитектурный облик города, велись давно, и разными ведомствами предлагались еще более радикальные решения. Москомнаследием был подготовлен проект, предполагающий, что с улиц города исчезнут рекламные транспаранты-перетяжки, реклама на строительных сетках и ограждениях стройплощадок, а объем рекламы в целом сократится не менее чем на 20%. Глава комитета по архитектуре и градостроительству Москвы (Москомархитектуры) Александр Кузьмин предлагал ввести мораторий на размещение в Москве наружной рекламы до 2012 года. В центре города начался демонтаж незаконно размещенной наружной рекламы.
Как пояснили «НГ» в департаменте рекламы, сейчас речь идет не о запрещении размещения небольших рекламных щитов на стенах зданий, а о крупногабаритных рекламных площадях, которые занимают весь фасад.
Компании, предлагающие услуги по размещению такого рода рекламы, пока отказываются давать комментарии. Работник одной из фирм подчеркнул, что договоры заключены на длительный период – около года.
Департамент рекламы намерен провести работы по демонтажу крупногабаритных панно до конца 2011 года. В частности, с 1 июня будут демонтированы два крупноформатных панно на строительных сетках на Тверской улице, в том числе на здании «Известий», рассказал Черников РИА Новости. По словам чиновника, на первом этапе власти города будут демонтировать рекламу за свой счет. «Но мы надеемся, что сами рекламные компании, поняв, что она незаконна, будут активно принимать в этом участие», – добавил он.
Менеджер по развитию рекламной компании «Медина», в прошлом работник комитета по рекламе, Денис Талалаев сказал «НГ», что чиновникам сложно будет проконтролировать выполнение постановления. По словам Талалаева, «сейчас около 90% всей рекламы размещено незаконно. Процедура согласований такая сложная, что компаниям выгоднее разместить рекламу без разрешительных документов и рассчитывать, что ее не заметят, одновременно пытаясь документы все-таки получить».
На заседании правительства были внесены изменения в процедуру согласования – в частности, из нее было исключено получение заключения Мосэкспертизы. Но Талалаев считает, что это существенно не облегчит согласование, основные проблемы возникают с Москомархитектурой.
Результатом решения правительства может стать то, что несколько компаний, специализирующихся именно на этом сегменте рынка, уйдут из бизнеса. «Таких компаний в Москве две или три. Пострадают и рекламодатели. Но такого рода рекламу могли позволить себе только очень крупные компании, она стоила в среднем 3–5 миллионов рублей в месяц. Причем операторы, которые предоставляли возможность разместить рекламу на строительных лесах, получали сверхприбыли, – отметил Талалаев. – За аренду фасада они платили собственнику около 200 тысяч рублей».
Причем теоретически ремонтироваться могло любое здание в Москве. «Рекламная компания приходила к собственнику здания и предлагала оформить проведение фасадных работ. Собственнику это было выгодно, и рекламная фирма через подрядчиков пробивала необходимые документы в строительных структурах. Конечно, для этого нужен был мощный административный ресурс», – отметил Талалаев.