Пассажиры лихо обходят турникеты.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
Правительство Москвы приняло решение создать государственное учреждение со штатом в 300 человек, которые будут контролировать оплату проезда в общественном транспорте. Впрочем, полномочий для полноценной борьбы с зайцами у новых служащих не будет. При этом половина жителей Москвы против повышения штрафов. Они согласны платить, только если видят позитивные изменения и понимают, на что идут их деньги. Пока ни одно из действий московского правительства не привело к заметной прибыльности предприятий общественного транспорта.
Власти предпринимают еще одну попытку борьбы с зайцами в общественном транспорте. Мосгордума в первом чтении приняла законопроект, повышающий размер штрафа за безбилетный проезд до 1 тыс. руб. Этим же законопроектом предусматривается создание новой службы контролеров.
Так как до сих пор не было серьезных рычагов давления на нарушителей (контролеры могли только предложить зайцам купить билет или покинуть общественный транспорт), московское правительство приняло решение создать специальное учреждение и разрешить новым контролерам выписывать штраф на месте правонарушения. «Они будут спрашивать имя, фамилию и адрес правонарушителя, – рассказал «НГ» автор законопроекта председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников. – Составление протоколов не займет много времени и не скажется на времени движения транспорта, так как «контролер будет заходить в транспорт с готовой кипой постановлений, в которые надо будет лишь добавить имя и фамилию нарушителя». Впрочем, если правонарушитель захочет обмануть контролера – у него будут для этого все возможности, – госслужащие не имеют права проверять личные документы. «Пока мы создали механизм, с помощью которого возможно штрафовать зайцев. Жизнь всегда сложнее законопроекта. Если в салоне автобуса будет создаваться конфликтная ситуация, то к ближайшей остановке может подъезжать мобильное подразделение полиции, – сказал Семенников. – Во Франции, например, контролер заходит в автобус, а вслед за общественным транспортом на мотоциклах едут полицейские, которым и передают нарушителей».
Отметим, что в метро все останется по-старому. Контроль за оплатой проезда осуществляют специальные бабушки, сидящие в стеклянных будках, которые могут только свистеть, и милиционеры, которые могут задержать зайца и выписать ему штраф. «Проверять наличие билета в метро просто технически невозможно», – сказал Семенников «НГ».
Напомним, в феврале этого года мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что в 2012 году из общественного транспорта уберут турникеты. Тогда же заговорили о необходимости поднять штрафы и усилить контроль за оплатой проезда.
Вновь созданное государственное казенное предприятие «Организатор перевозок» будет состоять из 300 человек. «Учитывая общее количество маршрутов общественного транспорта в городе, на каждого контролера придется приблизительно 26 транспортных средств. Это нормально для осуществления более или менее полного контроля за оплатой проезда», – уверен Александр Семенников.
«Для создания данного учреждения не потребуется дополнительных расходов из бюджета города Москвы, поскольку оно создается путем изменения типа государственного бюджетного учреждения города Москвы «Московские авиационные услуги (ГБК «МАУ»)», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В свое время ГБК «МАУ» создавалось для выполнения амбициозной цели правительства Москвы – наладить в городе вертолетное сообщение и вертолетное такси. Сейчас организация доживает последние месяцы перед перепрофилированием, занимается ревизией оборудования. За время существования ГБК «МАУ» в Москве появилось две вертолетные площадки.
Семенников сказал «НГ», что бюджет предприятия останется таким же, просто ему будут переданы новые функции. Но остается непонятным, как может быть одинаковым финансирование службы, которая закончила выполнять свою задачу в декабре 2010 года, и у новой организации, которую только что наделили полномочиями.
Согласно опросу, проведенному аналитическим центром портала Superjob.ru, 47% москвичей против повышения штрафов за безбилетный проезд. Среди противников увеличения штрафов преобладают респонденты в возрасте до 24 лет (59%), а также опрошенные с ежемесячным окладом до 25 тыс. руб. (62%). «Стоимость билетов надо снизить и сделать нормальной, по 10–12 рублей, тогда и покупать билеты будут», – подчеркивает один из респондентов.
Поддерживают увеличение штрафов 26% респондентов. «Безбилетный проезд – это неуважение к самому себе», – уверены они. Однако многие участники опроса уточняют, что решение Мосгордумы будет оправданным, только если штрафы помогут улучшить состояние транспорта, дорог и повысить уровень заработной платы работников общественного транспорта. А вот с этим могут возникнуть проблемы.
Может быть, москвичи не готовы платить за проезд потому, что не видят каких-то позитивных изменений в городском транспорте, не знают, на что идут их деньги. Столичные власти придумывали разные ухищрения: и поднимали штрафы в 2002 году также в 10 раз, и устанавливали турникеты, от которых теперь отказываются, но кардинальных изменений в системе общественного транспорта нет.
«Мосгортранс» и Метрополитен продолжают получать дотации от государства, несмотря на то что цены на проезд растут каждый год. При этом прокуратура и Счетная палата выявляют нарушения в деятельности столичного транспортного комплекса. Контрольные органы выявили нарушения на 215 млрд. руб. по итогам деятельности за 2008–2010 годы. Аудиторы пришли к выводу, что билеты в метро могли бы стоить дешевле, если бы руководство правильно решило проблему тарифного регулирования. Кто понесет наказание за нарушения – неизвестно.
«Не думаю, что люди не оплачивают билеты в качестве протеста, – сказал «НГ» Семенников. – В любом случае они нарушают Административный кодекс и должны нести наказание».
Против законопроекта в Мосгордуме голосовали коммунисты. Они обещали подготовить ряд поправок к документу, но пока не готовы о них рассказать. Законопроект может вступить в силу с июля этого года.