Правительства Москвы и Московской области создадут рабочую группу, чтобы подготовить изменения в Земельный кодекс РФ. Поправки коснутся процедуры изъятия для государственных нужд земель лесного фонда, гаражных кооперативов, может быть изменена и процедура оценки стоимости земли. Главы двух регионов пообещали, что с сентября этого года все легальные таксисты будут на равных условиях допущены в аэропорты и вокзалы, что должно привести к существенному снижению стоимости услуг.
Вчера на заседании объединенной коллегии органов исполнительной власти Москвы и области обсуждались вопросы реализации намеченных мер по развитию дорожной сети регионов. Министр имущественных отношений Московской области Валентин Витринский, выступая на совещании отметил, что строительство дорог в регионе сильно затрудняет во многом устаревший земельный кодекс. «Развитие дорожной сети региона неизбежно связано с изъятием земель для государственных нужд. Сейчас отсутствует возможность принимать решения оперативно», – сказал он. Одна из ключевых проблем при строительстве дорог – изъятие земель лесного фонда, сообщил Витринский. «Несмотря на то, что в Лесной кодекс РФ в декабре 2010 года внесены изменения, проблема изъятия земельных участков в защитных лесах, к которым относятся все леса на территории московского региона, сохраняется, – отметил чиновник. – Остается запрет на строительство дорог в лесопарковых зонах, размещение линий электропередач. Во многих случаях запреты неоправданы».
Кроме того, проблемы возникают, когда нужно изъять земли, на которых находятся частные гаражи. «Очень часто собственники имеют документы на капитальное сооружение, но земля под ним не оформлена в их собственность. Закон не позволяет нам изымать гараж без земельного участка, а собственники не хотят заниматься сложным процессом оформления права на землю, зная, что им все равно придется продать ее государству», – сказал Витринский.
Докладчик коснулся и проблемы оценки стоимости земель. «Определить реальную справедливую стоимость выкупаемой государством земли непросто. В суде рассматриваются дела как о занижении цены, так и о ее завышении. Досудебная повторная экспертиза законами не предусмотрена, так же, как и не предусмотрено наказание для чиновников в случае выявленного завышения стоимости при выкупе», – сказал Витринский.
Критике чиновника подверглась и процедура предоставления участка взамен изъятого государством. «Нам приходится проходить очень сложную процедуру торгов, по 94 федеральному закону, так же требуется целый ряд согласований». Не продумана процедура передачи земель от одного публичного владельца к другому – то есть непонятно, должны ли власти РФ платить Московской области, если хотят построить федеральную трассу на земле региона.
Витринский считает, что необходимо так же расширить перечень причин, по которым земля может быть изъята для государственных нужд. В этот список он предложил добавить строительство объектов для борьбы и предупреждения чрезвычайных ситуаций, сооружение кладбищ, расширение защитных зон аэропортов. «Также было бы целесообразно продумать возможность отчуждения только части участка у собственника по обоюдному соглашению. Сейчас нам приходится выкупать все земельное владение, даже если необходимо использовать только его кусок», – отметил докладчик. Он подчеркнул, что у него на руках уже есть конкретные предложения по изменению земельного кодекса, которые можно внести в Государственному думу – сейчас на рассмотрении там находится законопроект об изменениях земельного кодекса, который можно было бы дополнить предложениями московских властей.
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал предложения Витринского сенсационными. «Вопрос очень сложный юридически, – подчеркнул столичный градоначальник. – Предлагаю создать рабочую группу, в течении двух месяцев провести обсуждение с общественными организациями и только после этого выходить с предложениями в вышестоящие органы».
Собянин попросил власти московской области поторопиться с возведением транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на своей территории. До 2020 года в Москве и Подмосковье должно быть построено 40 крупных транспортно-пересадочных узлов По словам главы московского стройкомплекса Марата Хуснуллина, в 2014 году будут построены 10 узлов, в 2015-м – еще 8, а с 2016 по 2020 годы – 22 ТПУ. Московский градоначальник призвал на первом этапе делать плоскостные стоянки и автобусные развороты, а затем уже строить капитальные сооружения. Он подчеркнул, что стоимость парковки на таких перехватывающих стоянках должна быть «либо по минимальной цене, либо бесплатной».
Коснулись на заседании и вопроса развития такси двух регионов. Собянин резко раскритиковал действия аэропортов, которые допускают на свою территорию только определенных перевозчиков. «Думаю, что ФАС должна серьезно этим вопросом заняться», – заявил он.
Заместитель мэра столицы по вопросам транспорта Николай Лямов сообщил, что с принятием федерального закона о такси, необходимо принять поправки в московский закон. «Каждый перевозчик будет получать электронную карту на машину с полной информацией. Эта же карта может быть пропуском в аэропорты и вокзалы. До 1 сентября каждый аэропорт столичного региона подготовит свои схемы движения общественное транспорта и легального такси – места высадки-посадки пассажиров, временной стоянки. Нужно обеспечить для всех легальных перевозчиков право «первый приехал – первый забрал пассажира». Преимуществ ни у кого быть не должно», – подчеркнул Лямов.
По информации чиновника, стоимость услуг «аккредитованных» при аэропортах таксистов превышает цену других перевозчиков на 40% – 90%. С сентября этого года все преимущества для некоторых фирм.