Вчера на заседании комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме обсуждалось предложение перенести памятник Юрию Гагарину с площади Гагарина на Лубянскую площадь, где до 1991 года находился памятник основателю ВЧК Феликсу Дзержинскому. Эксперты в основном сошлись на том, что идея нецелесообразна как с политической, так и с эстетической точек зрения. Политологи отмечают, что предложение перенести памятник Гагарину на новое место – это своеобразный зондаж общественного мнения.
Предложение поступило от рядового москвича Владимира Балакина. Он уверен, что памятник Юрию Гагарину прекрасно впишется в историческую застройку и придаст Лубянке «своеобразный праздничный колорит». Год назад тот же Балакин обращался к мэру Москвы Юрию Лужкову с просьбой переместить на место Дзержинского памятник маршалу Жукову с Манежной. Комиссия обязана рассматривать все поступившие предложения.
Напомним, памятник Дзержинскому был демонтирован в 1991 году, после этого неоднократно обсуждались различные предложения относительно того, чем бы занять освободившееся место. По словам главы комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме Льва Лавренова, больше всего просьб в комиссию поступает о восстановлении памятника Дзержинскому. Последний раз судьбу Лубянской площади комиссия по монументальному искусству обсуждала в марте этого года, когда отклонила предложение об установке памятника русскому царю Ивану III. Эта идея принадлежала скульптору Виктору Воробьеву.
Лавренов сказал «НГ», что за частным лицом стоит общественная сила, но не согласился уточнить – какая. Глава комиссии отметил, что в оценке предложения играют роль как архитектурные, так и политические аспекты.
«Мне трудно предположить, какая общественная сила всерьез предлагала бы такую идею, – сказал «НГ» заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Скорее всего это зондаж общественного мнения – как общество отзовется на саму идею чем-то заполнить Лубянскую площадь. До сих пор существовал мораторий на это место, но когда-то этот мораторий будет снят, – считает Макаркин. – Поэтому выбрали фигуру Гагарина, который нравится всем политическим силам». Макаркин отметил, что широкие слои общества общества мало интересуются памятниками. «В 90-е годы, когда сносили Дзержинского, был общественный подъем, думали, что уберут эти символы тоталитаризма – и жизнь изменится. Сейчас символами мало кто интересуется. И это скорее свидетельство застоя политической системы», – считает политолог.
Ранее разные общественные силы высказались против переноса памятника Гагарину. Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин сравнил это предложение с идеей установить памятник Малюте Скуратову на могиле митрополита, убитого Скуратовым по приказу Ивана Грозного. Активист общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин считает, что с чисто эстетической точки зрения огромный памятник Гагарину станет страшным контрапунктом для архитектурного облика площади.