Мэру Москвы Сергею Собянину представили программу развития транспортной системы Москвы на 2012-2016 годы. Власти поставили задачу пересадить москвичей на общественный транспорт. За пять лет скорость его движения в часы пик возрастет на 6 километров, а в метро на квадратный метр будет приходиться пять, а не пять с половиной человек. В целом, отмечают эксперты, программа подготовлена разумная, но при существующей транспортной ситуации в Москве, видимого улучшения не будет еще долго. Документ отправлен на общественные слушания и доработку.
В ближайшие пять лет власти намерены тратить на развитие дорожной системы до 30% бюджета. Напомним, Президент России Дмитрий Медведев, назначая Сергея Собянина на пост мэра Москвы, поручил ему справиться с заторами на московских дорогах. Подготовка комплексного плана борьбы с пробками стала ведущей в перечне первоочередных государственных программ города, о его готовности руководитель департамента транспорта города Николай Лямов доложил Собянину на прошедшем заседании правительства.
Впятером на квадратным метре
Гигантская пробка на дорогах Москвы может и рассосется, но наслаждаться придется условно быстрой ездой жителям столицы, в основном, на общественном транспорте. Программа развития предполагает его приоритет над личными автомобилями.
Свои машины можно будет оставить при въезде в город на перехватывающих парковках. В течение пяти лет для этого планируется построить 230 тысяч машиномест. Те, кто привык перемещаться в городе на автомобиле, смогут воспользоваться услугами официального городского такси. Николай Лямов доложил мэру, что к 2016 году в Москве будет курсировать как минимум 20 тыс. машин. Впрочем, Собянин потребовал подкорректировать план: «Задачу надо ставить такую, чтобы у нас город такси был обеспечен. Для этого нужно цифру значительно большую».
Основными проблемами метрополитена и наземного городского транспорта назван моральный и технический износ оборудования, а также перегруженность.
«С 2012 по 2016 годы планируется проложить 85,6 км линий метро, заменить две с лишним тысячи вагонов, а также 64 эскалатора, – сказал Лямов. – Также за это время будут установлены дополнительные автоматы по продаже билетов». Одним из контрольных показателей улучшения работы метрополитена будет как раз снижение времени на приобретение билетов.
К тому же власти стремятся снизить среднее количество пассажиров в метро на квадратный метр в час пик с 5,5 человек до 5. «Норма – 3 человека на квадратный метр, – сказал «НГ» ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства Александр Стрельников. – Мы видим, что проектируются станции в отдаленных районах Москвы, это приведет к увеличению пассажиропотока на кольцевой линии, которая итак перегружена».
Но другого выхода у властей нет, считает руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. «Программа предусматривает первоочередные меры борьбы с дорожным коллапсом. Есть меры на долгую перспективу – например, соединение метро и малого железнодорожного кольца», – сказал эксперт «НГ». Он подчеркнул, что все долгосрочные методы должны быть прописаны в Генплане, который как раз нуждается в серьезной доработке.
Руководитель ведомства обещает, что москвичи, пользующиеся наземным общественным транспортом, к 2016 году будут тратить на поездки на 15% меньше времени. «Мы должны достичь сокращения средних интервалов движения транспорта с 8 до 6 минут, сокращения с 5,2 до 4,1 человека на квадратный метр среднего наполнения. К 2016 году средняя скорость общественного транспорта в Москве вырастет с 12 до 18 км/ч, а на выделенных полосах – до 30 км/ч. Весь наземный транспорт обещали приспособить для маломобильных граждан.
Вода, воздух и пробки
Власти так же собираются развивать до сих пор не очень популярные способы передвижения: водный транспорт, линии легкого метро, и велосипедный транспорт. В каждом районе Москвы построят вертолетные площадки – но ими будут пользоваться, прежде всего, экстренные службы. Сейчас горожане имеют около трех миллионов велосипедов, используемых, в основном в спортивных и рекреационных целях. «В соответствии с программой, планируется организовать велополосы и создать парковки для велосипедов возле траспортно-пересадочных узлов. Таких парковок планируется сделать на 10 тысяч мест", – сказал Лямов. Велосипеды рассматриваются, как альтернатива личному автомобилю. В 2012 году построят только 5 км велосипедных дорог, в последующие годы – по 10 км.
Дороги без дураков
«Впрочем, все эти меры – скорее развлечение для граждан, – считает Блинкин. – Гораздо важнее мероприятия в области строительства дорог. Например, власти отказались от строительства Четвертого кольца – это разумное решение. Выяснили, куда пойдет дорогостоящий тоннель в транспортной развязке на Соколе, его уведут в сторону Сколково», – отметил эксперт.
Всего за 5 лет построят 438 км дорог. К тому же планируется возвести 187 км боковых проездов на МКАД и других магистралях – параллельные дороги, которые разгрузят основную трассу авто, съезжающих в торговые центры или близлежащие жилые кварталы.
Компьютер вам в помощь
Еще одно приоритетное направление – создание в Москве интеллектуальной транспортной системы (ИТС). «Ситроникс» выиграла тендер на проведение этих работ, стоимость тендера 6 млрд. 200 млн. рублей. Он включает работы только за 2011 год.
«Мы создадим IT-инфраструктуру, включая магистральные каналы связи, центры обработки поступающей информации, диспетчерские центры. Будет создано также программное обеспечение для обработки, интеграции всех полученных данных», – сказали «НГ» в пресс-службе компании.
Впрочем, в какие практические решения для москвичей выльется создание ИТС не совсем понятно. «Изменения, которые увидят обычные граждане – лишь незначительная часть запланированных работ. В частности, до конца года будет создан специальный веб-портал, на котором пассажиры смогут получить информацию о прибытии ближайшего транспорта на интересующих их маршрутах», – отметили в компании. – Что касается автомобилистов, то первыми нововведениями для них станут табло с информацией о пробках, которые будут установлены на местах пересечения основных магистралей с 3-м транспортным кольцом, Садовым кольцом и Бульварным кольцом. Также будут модернизированы системы информирования на МКАД.
Собянин поручил департаменту дорожного строительства провести общественные слушания документа и доработать его с учетом предложений в течение месяца. После чего программа будет подписана градоначальником и получит статус Постановления Правительства Москвы.
Справка НГ.
Сколько денег правительство Москвы потратит для преодоления транспортного коллапса:
- На развитие метрополитена 409 млрд рублей;
- на программу развития общественного наземного транспорта, включая такси 121 млрд 717 млн рублей;
- на программу развития улично-дорожной сети столицы 1 трлн 458 млрд рублей;
- на строительство монорельса – привлечь деньги частных инвесторов;
- строительство парковок различных типов 72 млрд рублей;
- на разработку и внедрение интеллектуальной транспортной системы 17 млрд 750 млн рублей;
- на строительство вертолетных площадок 150 млн рублей;
- на создание велосипедных дорожек и парковок финансирование предусмотрено в рамках благоустройства города;
- на развитие железнодорожных перевозок в черте столицы 13 млрд 290 млн рублей.