0
1410
Газета Москва Интернет-версия

15.04.2011 00:00:00

Факс, принтер, телефон в старинной усадьбе

Тэги: москва, памятники, недвижимость


москва, памятники, недвижимость В такие здания Москомнаследие приглашает инвесторов (усадьба Волконских на Тверском бульваре).
Фото РИА Новости

После того как мэр Москвы Сергей Собянин заявил о прекращении строительства в центре Москвы, у инвесторов не останется другого выхода, кроме как обратиться к уже существующим зданиям. Правительство надеется привлечь инвесторов к старинным усадьбам, доходным домам XIX века, которые можно приспосабливать и под гостиницы, и даже под офисы. Чиновники надеются, что бизнес будет готов тратить большие деньги на реставрацию, если предложить им определенные льготы. При этом механизма контроля за состоянием проданнымх зданий у Москомнаследия нет.

В лужковскую эпоху исторические здания, находящиеся в плачевном состоянии, часто неожиданно загорались, после чего градостроительная комиссия рассматривала вопрос о снятии с объекта статуса культурного памятника. Инвестор получал землю в самом центре Москвы без каких-либо обременений и обязательств и строил, что хотел.

Сейчас правительство задумалось, какие преференции предложить предпринимателям, которые бережно относятся к культурному наследию.

«Бюджета Москвы не хватит на то, чтобы реставрировать все памятники, поэтому надо создавать условия для прихода на этот рынок инвесторов, – сказал «НГ» глава департамента культурного наследия столицы (Москомнаследие) Александр Кибовский. – Надо сделать так, чтобы им было выгодно брать в аренду и восстанавливать культурные объекты. Тем, кто бережно относится к памятникам, надо давать преференции при продлении аренды и выкупе».

Кибовский согласен, положительных случаев пока очень мало. но они есть. Например, усадьба Соймонова на Малой Дмитровке, там проведена научная реставрация памятника архитектуры XIX века.

«Мы взяли в аренду здание еще в 2001 году, – отметил представитель инвестора Сергей Мартынов. – Сложное решение потратить большие деньги на реставрацию пришло к нам только в 2006-м, три года шли работы». Мартынов отказался называть сумму, которую потратила компания на реставрацию, но в частном разговоре работник фирмы обмолвился, что потрачено более 10 тыс. долл. за квадратный метр. «Сдавать в аренду помещения мы не будем – это все равно не окупит затрат, – сказал Мартынов «НГ», – здесь будет представительский офис. Денежный эффект, который он принесет компании, вычислить трудно». Мартынов надеется, что теперь, после истечения срока аренды – 25 лет, у компании не возникнет сложностей с выкупом.

«Думаю, что на примере здания на Дмитровке можно будет отработать новую технологию продажи памятников в частные руки, – сказал Кибовский. – Сначала надо сдавать любой объект, представляющий историческую значимость, в аренду сроком на пять лет, например. Потом, если компания выполняет ряд требований – реставрирует памятник, должна быть возможность его выкупа. Первоначальный договор аренды надо заключать по конкурсу».

После осмотра отреставрированного здания трудно поверить, но кто-то будет работать в этих старинных интерьерах. «Перед нами Лазуритовый зал, – показывал свое творение главный архитектор проекта Александр Студеникин. – Здесь мы восстановили зеркала из искусственного мрамора, восстановили лепнину на потолке – она укреплялась, расчищалась. Была выполнена позолота натуральным сусальным золотом┘» Присутствующие успевали только глядеть по сторонам и восхищенно вздыхать. Когда-то в этих интерьерах беседовали Пушкин и Соболевский, декабристы и генералы, и только мак-буки, принтеры, гелевые ручки возвращали посетителей в XXI век. Теперь здесь будут заседать главный бухгалтер, генеральный директор и их важные гости.

Что будет с восстановленными интерьерами через несколько лет использования в качестве здания – не совсем понятно. «Закон об объектах культурного наследия определяет те типы работ, которые могут осуществляться при приспособлении памятника к современным нуждам. С каждым арендатором или покупателем заключается охранное обязательство, которое определяет права и обязанности предпринимателя, – сказала «НГ» председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева. – То есть нельзя взять в аренду старинную усадьбу в разрушенном состоянии и ничего не делать для ее восстановления. Они знают, какие технологические материалы можно использовать при работах, какие нельзя». При приспособлении памятника под офис или под гостиницу собственник составляет проект, который проходит экспертизу в Москомнаследии. Этот же орган проводит и проверку проводимых работ».

В то же время даже Москомнаследие не отрицает, что контролировать собственника достаточно трудно. Ведомство настаивает на изменении 294-го федерального закона, который регламентирует проверки. «На сегодняшний день фактически отсутствуют возможности оперативно проводить внеплановые проверки состояния объектов, находящихся в собственности или пользовании организаций, что ставит памятники под угрозу», – отмечает Москомнаследие. Инспекция департамента не имеет права проводить внеплановые проверки состояния памятника без согласования с органами прокуратуры. Для того чтобы получить согласование, в прокуратуру необходимо оперативно представить целый комплект документации: заявление, содержащее сведения о наименовании, адресе юридического лица, ИНН, ОГРН, копии распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки и документов, содержащих основания для проведения внеплановой проверки. Стоит отметить, что в 2010 году прокуратура города Москвы согласовала лишь одну внеплановую проверку, а в первом квартале 2011 года и вовсе ни одной. Плановые проверки строго регламентированы, они могут проводиться не чаще одного раза в три года.

По словам Галины Маланичевой, офис – не лучшее приспособление для старинной усадьбы. «Чаще всего такие объекты приспосабливают для культурных нужд, – отметила эксперт. – Там располагаются музеи, архивы, библиотеки. Также для Европы характерно приспособление таких зданий под гостиницы. Но главное, чтобы в здании не останавливалась жизнь».

Директор департамента коммерческой недвижимости компании «ИНКОМ-Недвижимость» Наталия Кузнецова сказала «НГ», что не прогнозирует увеличения спроса на архитектурные памятники. «Здания, имеющие историческую ценность, – это продукт на любителя, слишком много средств нужно вложить в него. Притом что объем предложения офисов на московском рынке коммерческой недвижимости очень высок, аренда или выкуп усадеб нецелесообразны».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
928
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
890
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
877
Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Ольга Соловьева

Путешествовать в зимние праздники планирует менее 3 миллионов россиян

0
841

Другие новости