0
2897
Газета Москва Интернет-версия

18.03.2011 00:00:00

Гаражи народного раздора

Тэги: транспорт, программа, гараж, парковка, конфликт


транспорт, программа, гараж, парковка, конфликт В условиях плотной столичной застройки многоуровневые паркинги – единственный выход из ситуации.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Многие ждали, что программу «Народный гараж» если не отменят, то серьезно доработают. Изменения будут, но не те, которых ждали: цены на парковочные места не снизятся, а плоскостные гаражи по-прежнему будут сносить в угоду многоуровневым парковкам. Усилия правительства сфокусированы на том, чтобы найти территорию для возведения парковочных мест. И, возможно, в ближайшее время санитарную и пожарную зоны около зданий серьезно сократят, и гаражи появятся на расстоянии 20 метров от жилых зданий. Впрочем, все эти жертвы могут в конечном счете оказаться бесполезными – ведь новые нормы и правила градостроительного проектирования в городе Москве, которые обсуждаются в Мосгордуме, не предусматривают необходимости при строительстве зданий строить парковочные места.

Психология городского движения

Планы и заявления московского правительства амбициозные: обеспечить все машины в Москве парковочными местами, а также ужесточить ответственность за неправильную парковку. Представитель мэра Москвы в Совете Федерации, до недавнего времени заммэра, Юрий Росляк заявил «НГ», что уже в весеннюю сессию возможно внесение в Мосгордуму законопроекта о парковочной полиции, в среднесрочной перспективе планируется многократное увеличение штрафов за неправильно оставленный автомобиль.

Росляк отметил, что правительство Москвы сделало ставку на изменение менталитета москвичей, привыкших перемещаться в городе на хоть плохоньком, но личном транспорте. Парковки в центре Москвы будут стоить дорого, выгоднее будет оставить машину при въезде в столицу на перехватывающих парковках и двигаться в центр на общественном транспорте.

Правительством разработана концепция гаражного строительства на 2011–2016 годы (см. справку), и ее составной частью стала всем известная, но не всеми любимая программа «Народный гараж», которая продлена еще на пять лет.

Пятилетка по старому плану

Напомним, идея строительства дешевых парковочных мест вынашивалась в московском правительстве много лет. Правительство опробовало несколько способов государственно-частного партнерства, терпевшего в разной степени неудачи. В 2009 году программа под тем же брендом была перезапущена. Все проектно-изыскательские и строительные работы ведутся за счет граждан, которые заключают договор долевого строительства. Государство же бесплатно предоставляет землю, что должно серьезно сбить цену на парковочные места.

И все-таки цену в 350 тыс. руб. многие автовладельцы считают завышенной, и это основная претензия. Правительство не раз заявляло о возможном снижении цен, но глава ГУП «Дирекция гаражного строительства» (выступающего застройщиком при строительстве «Народных гаражей») Анатолий Мишанов сказал «НГ», что цена снижаться не будет. «Построить гараж дешевле не получается. Другим застройщикам это тоже не удалось, если вы посмотрите на их цены».

Строить гаражи на «народной» земле – то есть бесплатно выделенной правительством – может не только ГУП, но и гаражно-строительный кооператив (ГСК), но механизм реализации такой возможности «НГ» не смогли объяснить ни в комплексе градостроительной политики Москвы, ни в ГУПе. «На практике, если граждане оформлены в ГСК и изъявляют желание строить гараж, то никаких препятствий для этого нет», – сказал «НГ» заместитель руководителя пресс-службы Александр Алехин. Но та же практика показывает, что всего девять ГСК строят паркинги своими силами, причем непонятно, почему строят там именно они.

Отсутствие прозрачных правил игры порождает множество скандалов. ГСК позиционируют свои гаражи как «народные», но цены могут намного превышать 350 тыс. руб. При этом граждане, естественно, не понимают, как так получается, и предъявляют претензии, в том числе к государственному застройщику.

Из 31 тыс. машиномест, построенных по программе «Народный гараж», распродана 21 тыс. То есть информация «о полном провале программы» не совсем справедлива. И тем не менее из бюджета Москвы будет выделено 3 млрд. руб. на то, чтобы выкупить около 10 тыс. мест, оставшихся нераспроданными. Эти места будут сдаваться в аренду за 3–5 тыс. руб. в месяц.

Новый вариант точечной застройки

Массу нареканий вызывал и выбор мест под строительство «Народных гаражей» – кому нужны парковочные места, до которых надо ехать на автобусе? И вот тут москвичей ждут изменения. «Один из выходов – внести изменения в существующие строительные нормы и правила, – сказал «НГ» Мишанов. – Санитарные, пожарные требования сейчас позволяют нам строить гаражи на расстоянии 35 метров от жилых домов, возможно, мы придем к европейским нормативам». Мишанов не смог назвать точных цифр, но сказал, что возможно сокращение нормативов вплоть до 16–20 метров.

Также пристальное внимание правительства Москвы привлекли защитные зоны железных дорог, в которых в настоящее время запрещено капитальное строительство, технические зоны метро, зоны под эстакадами. «С руководством РЖД достигнуто полное понимание, – сказал Мишанов, – осталось внести изменения в федеральное законодательство, это может быть сделано в ближайшее время. Сейчас вдоль железных дорог стоят страшные старые гаражи – их мы будем сносить, облагораживать территорию и строить там современные паркинги в рамках программы «Народный гараж».

На первый взгляд сокращение санитарных норм пугает, но в европейских странах – это отработанная практика, сказал «НГ» руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. «Если все сделать по уму – то есть построить подземно-надземные современные паркинги, то жители близлежащих домов не должны почувствовать изменения санитарных норм. Но если будут на расстоянии 20 метров строить те бетонные коробки, которые сейчас возводят под маркой «Народный гараж», то протестов не избежать. Не думаю, что чиновники пойдут на это», – сказал Блинкин. Он также добавил, что возведение дорожной инфраструктуры рядом с железнодорожными путями – то, к чему давно пришли в Европе. Хотя и тут могут возникнуть трудности.

Сносить – не строить

Владельцы тех «страшных гаражей», которые сейчас находятся вдоль железных дорог, вряд ли с радостью встретят рабочих, пришедших сносить их парковки, впрочем, чиновников не пугает недовольство граждан. «Им придется смириться с тем, что в течение пяти лет в Москве не останется самовольно возведенных плоскостных гаражей, – подчеркнул Мишанов. – Мы живем в столице, и у столицы должен быть приятный облик, и гаражи советской застройки в него не вписываются».

Впрочем, не только застройщики высказывают такую жесткую позицию, специалисты согласны: плоскостные стоянки в Москве должны исчезнуть. «Снос гаражей – мера непопулярная, но справедливая. Помимо того, что выглядят они убого, плоскостные гаражи занимают очень много места, – отметил Блинкин. – Каждый гараж с территорией для въезда занимает около 30 метров. Москва при существующей застройке не может предоставлять столько каждому автовладельцу».

Блинкин также добавил, что важно разделять тех москвичей, кто фактически совершил самозахват земли, и тех, кто получал все необходимые разрешительные документы еще в советское время, – для этой категории должна быть предусмотрена справедливая компенсация.

Чиновники зачастую не разбираются в таких юридических тонкостях и сносят все, что мешает. Но есть примеры цивилизованного противостояния. В одном московском районе снесли все ракушки, поставленные в неположенном месте, кроме двух, на которых висят простые бумажки: «Частная собственность. Не сносить до решения суда». Иногда такого лаконичного здравого предостережения хватает, чтобы остановить чиновников.

Напрасная жертва

Кажется, все москвичи осознают, что жить в городе, где паркуются в два ряда на дороге, где заставлены газоны и дворы, – некомфортно, что ситуацию надо менять и даже идти на некоторые жертвы. Но может оказаться, что все жертвы будут принесены не комфортности города, а определенным застройщикам. «В новых нормах и правилах градостроительного проектирования столицы, которые сейчас обсуждаются в Мосгордуме, не оговаривается необходимость строить парковочные места при строительстве зданий, – сказал «НГ» ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства Александр Стрельников. – Это значит, что какие-то места для гаражей со скрипом сейчас найдут, их построят и извлекут прибыль, но концептуально проблема не решится, парковаться будут беспорядочно. Выгоду от всей это бурной деятельности получат только отдельные застройщики».

Кто какие парковки построит

Программу строительства гаражей до 2016 года можно условно разделить на три составляющие: то, что построит государство, то, что построят в рамках государственно-частного партнерства, и коммерческие проекты. При этом единственным бесплатным способом законно оставить машину на улице будут специальные кармашки в придворовых территориях. В 2011 году их планируют построить на 100 тыс. машино-мест.

Частные инвесторы займутся строительством механизированных парковок в центре столицы, стоянка в таких местах обойдется москвичу дорого, зато будет оснащена по последнему слову техники.

Впрочем, парковки в центре города на объектах социального назначения, таких как больницы, библиотеки, театры, вузы, будет строить государство. Днем там могут останавливаться клиенты учреждения, а по ночам оставлять машины жители близлежащих домов.

Широкое поле деятельности предоставлено частно-государственному партнерству, в том числе программе «Народный гараж». Противникам программы придется смириться, она продлится еще как минимум пять лет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
1978
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
1893
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
3026
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
4158

Другие новости