Рабочие места гастарбайтеров не популярны у провинциалов.
Фото Александра Шалгина (НГ-Фото)
Рабочие специальности столичные чиновники хотели бы возложить на приезжих из российских регионов и постараться снизить число иностранцев. Однако рабочая сила в провинции немногочисленна, как подсчитали эксперты. Практически все возможные ресурсы уже задействованы на столичных предприятиях и стройках. Люди часто приезжают в Москву работать вахтовым методом и при любой возможности стараются найти себе заработок в своем регионе.
Во вторник столичные власти недвусмысленно решили снова бороться с нелегальными трудовыми мигрантами. Мэр Москвы Сергей Собянин призвал сократить квоту на иностранную рабочую силу для столицы и чаще проводить рейды по отлову нелегалов, отдавать приоритет при трудоустройстве жителям Москвы и регионов.
Однако, несмотря на явную нехватку синих воротничков в Первопрестольной, сюда продолжают приезжать из областей в основном люди с высшим образованием, что подтверждается статистикой Департамента труда и занятости. Чиновники же надеются изменить ситуацию.
Если внимательно посмотреть на истории гастарбайтеров, то оказаться на их месте не захочет ни один россиянин. Люди, работающие водителями маршрутных такси, рассказывают, что им приходится сидеть за рулем с шести утра и до двенадцати вечера по шесть дней в неделю. И при этом постоянно заниматься многоступенчатой легализацией себя в Москве. Водитель маршрута № 379м рассказал, что он никогда не выходил на работу без этого разрешения, и при этом пожаловался, что в последнее время все тяжелее оформлять документы и, возможно, придется вернуться в родной Ташкент.
В то же время уже не раз в поездах, курсирующих между Москвой и городами Поволжья, приходилось встречать людей, работающих в Москве строителями вахтовым методом. Полмесяца они занимаются строительными работами, а полмесяца живут по месту прописки. Как правило, эти люди редко из крупных городов. На столичную стройку они приезжают из городков и поселков, где живет не более 100 тыс. человек. Один из них рассказал, что если бы ему удавалось у себя на малой родине зарабатывать половину московской зарплаты, то он не стал бы кочевать из дома в общежитие и обратно.
На северо-востоке столицы расположена гостиница «Останкино», построенная в сталинском стиле и внешне довольно приличная. Почти ежедневно можно наблюдать картину того, как к этому зданию подъезжают автобусы, которые привозят и увозят людей, кои явно работают на стройке. Один из обитателей гостиницы рассказал корреспонденту «НГ», что ему здесь, в общем-то, нравится, потому что он развелся с женой и жить ему в своем маленьком городке негде, а тут организация почти полностью оплачивает его койко-место, правда, жить приходится вчетвером в двухместном номере. Однако теснота его не смущает, потому что они с соседями работают в разные смены и спят все равно по очереди. Готовят еду они тоже по очереди. Мужчина даже похвастался, что он варит суп лучше своих соседей.
Как объяснил «НГ» ведущий сотрудник Центра демографических исследований Высшей школы экономики Никита Мкртчян, идея урезания числа иностранной рабочей силы и привлечения провинциалов на их места в столице уже возникала неоднократно у московских чиновников. Однако, как отмечает специалист, все желающие работать уже перебрались внутрь МКАД и в ближнее Подмосковье. «В Москве работает достаточно много россиян. Они работают охранниками, водителями и на стройках. Столица в радиусе тысячи километров слизывает все свободное мужское население, желающее работать. И таких людей в мегаполисе нисколько не меньше, а может быть, и больше, чем граждан из других стран, просто они не так бросаются в глаза. Мигранты из СНГ занимают самый низ этой пирамиды, – объясняет Мкртчян. – Есть большие сомнения, что россияне пойдут подметать дворы».
Если говорить о заботе Собянина о москвичах, то тут тоже история неоднозначная. Разговоры о том, что мигранты отнимают работу у москвичей, весьма сомнительны, потому что в городе очень низкий уровень безработицы и, чтобы оказаться на бирже труда, нужно постараться. «Можно провести эксперимент: пусть москвич попробует устроиться дворником, и если у него не получится, то можно уголовное дело заводить или штрафовать работодателя. При этом стоит помнить, что ресурсы российской провинции небесконечны. Если Москва заменит несколько сот тысяч гастарбайтеров российскими мигрантами, то это оголит соответствующие ниши в регионах, и тогда, допустим, в Нижнем Новгороде начнут говорить, что ни одного россиянина среди строителей нет. Москва конкурентоспособна, и тут можно обойтись без иностранцев, а вот в регионах уже не будет такой возможности».
«Часто в регионах есть молодые специалисты – юристы, экономисты, «флористы», но они же не отправятся в Москву водить бетономешалку или штукатурить стены», – заключил он.
По данным эксперта по трудовой миграции, сварщики и водители весьма востребованны и в своих регионах. В подтверждение такого вывода можно привести пример крупного предприятия Саратова. В городе с почти милионным населением на предприятии, обслуживающем военные заказы и имеющем неплохие зарплаты по региону, возраст самого молодого фрезеровщика в цехе 52 года. И люди, умеющие выполнять эту работу, нарасхват, однако их на рынке труда нет.