Следственный комитет на этой неделе подсчитал, что в Москве за прошлый год значительно выросло количество изнасилований. Ситуацию эксперты объясняют по-разному. С одной стороны, предполагают, что ростом такого вида преступлений мы обязаны нелегальным мигрантам, а с другой – возможно, правоохранительные органы стали чаще регистрировать такие преступления, а жертвы чаще стали сообщать о них.
Почти на 10% сократилось количество убийств в Москве в 2010 году в сравнении с 2009-м, но существенно выросло количество изнасилований, сообщил и.о. руководителя Главного следственного управления Следственного комитета по Москве Вадим Яковенко. Он заметил, что в столице значительно увеличилось количество зарегистрированных изнасилований – 372 случая. «Рост преступлений этой направленности зафиксирован в восьми из десяти административных округов, наиболее значительный отмечен в Восточном и Западном округах», – сказал Яковенко.
Как объяснил руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов, рост таких преступлений связан с большим количеством нелегальных рабочих, которые живут в столице. «Среди приезжих очень много мужчин, а женщин, наоборот, практически нет. Изнасилования были и будут вне зависимости от приезда нелегальной рабочей силы, есть пьющие люди или ненормальные, есть увлекающиеся садомазохизмом, которые могут выйти за рамки согласия партнеров. Но вот рост таких преступлений наблюдается за счет приезжей публики. В Москву чаще едут горячие южные мужчины, которые могут не соблюдать наших норм, не понимают нашего дресс-кода, оторваны от своих женщин. Джинсы и мини-юбка могут оказаться провокацией. Кроме того, даже несмотря на то, что мужчин в России меньше, чем женщин, далеко не каждая россиянка захочет иметь дело с гастарбайтером. И пока мы не наведем порядок с приезжими – будет иметь рост такого типа преступлений», – объяснил Виноградов. Он отметил, что также такие преступления возрастают из-за интернет-знакомств. Если же возникает необходимость воспользоваться такси, то нужно прямо в машине звонить знакомым и говорить, чтобы встречали, называть вслух марку машины и номер. «Нормальные водители не обидятся, а латентные преступники будут опасаться быть пойманными», – отметил психолог.
Ведущий сотрудник Центра демографических исследований Высшей школы экономики Никита Мкртчян не согласен с тем, что рост изнасилований связан с ростом мигрантов. «Если статистика, озвученная правоохранительными органами, дается в сравнении с прошлым годом, то не очень понятно, почему рост преступлений связывается с мигрантами, ведь количество мигрантов не возросло. Больше всего их было перед кризисом, а сейчас пока еще не все предприятия решили финансовые проблемы и не приглашают много мигрантов. Я бы не стал так однозначно связывать изнасилования с миграцией. Так можно все что угодно связать», – сказал он.
С экспертом по миграции согласна сотрудница независимого благотворительного центра помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры». Она отмечает, что число обратившихся к ним пострадавших в десятки раз превышает официальную статистику. Правоохранительные органы мало внимания уделяют этой проблеме, уверены психологи. «В милиции часто считают, что пострадавшие сами провоцируют насильников, чтобы потом потребовать от них денег, – отмечает сотрудница организации. – Наша статистика показывает, что данное преступление латентно. И часто всю вину сваливают на жертву, говоря «сама виновата». Человек же перенес одно из самых тяжких преступлений, которое может сказаться на всей последующей жизни. К нам по телефону доверия 901-02-01 поступает больше 3,5 тысячи обращений за год, а возбуждается меньше десяти уголовных дел».
Эксперт рассказала, что в 80% случаев насильник знаком жертве. Причем эти люди часто входят в ближний круг – начиная с родственников, далее уже педагоги, коллеги по работе. И поэтому часто не подается заявление в милицию. «Найдя внешнего врага в виде мигрантов, видимо, стали больше регистрировать таких преступлений», – отметила эксперт.
Данные преступления трудно доказывать. «Складывается ситуация, что когда женщина обращается в милицию, ее не всегда сразу отправляют на медицинскую экспертизу, хотя это обязательно. Мы в своей работе сталкиваемся с тем, что для людей нет разницы между насилием и любовью. На самом деле очень страшно понимать, что пережить насилие может каждый человек, независимо от пола и возраста. У пострадавших огромный срок реабилитации, и они имеют право на материальные выплаты, а не только на то, чтобы насильника задержали и посадили. Сейчас стал меняться менталитет жертв, и они чаще заявляют в милицию», – рассказала психолог.
Парадокс заключается в том, что к женщине, которая вызывающе одета, насильник никогда не подойдет. Преступник выбирает жертву, с которой может справиться.