Ущерб от размещения «псевдосоциальной» рекламы, нанесенный столичному бюджету чиновниками Комитета рекламы, информации и оформления Москвы, может достигать 200 млн. руб. в год. Такую сумму ущерба назвала Национальная ассоциация визуальных коммуникаций (НАВК) – компания, объединяющая операторов отрасли наружной рекламы, в своем письме новому мэру Сергею Собянину, прокурору города Юрию Семину и главному финансовому контролеру столицы Людмиле Винокуровой.
«Начиная с 2004 года на территории города Москвы сложилась практика размещения коммерческой информации под видом социальной рекламы или так называемой социально значимой рекламы по требованию Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы на основании решений Межведомственной комиссии по размещению социально значимой рекламы и информации», – говорится в этом письме, направленном в мэрию в первых числах ноября. Например, по решению московских чиновников, к социально значимой была причислена информация о ювелирной выставке «Baselworld 2010». В качестве примера подобной практики НАВК демонстрирует официальное письмо городского Комитета по рекламе и информации, которым предписывалось разместить на улицах Москвы рекламу этой выставки, освободив при этом компанию-рекламодателя «от оплаты, предусмотренной договором на установку и эксплуатацию» соответствующих носителей наружной рекламы. Аналогичным образом в городе по письменным просьбам Комитета по рекламе, сообщается в письме, бесплатно рекламировались продукция парфюмерной фабрики «Новая заря» (с указанием адресов бутиков), концерты Иосифа Кобзона, мюзикл «Монте-Кристо» и «сотни других» откровенно коммерческих предприятий.
«Несмотря на очевидное несоответствие предоставляемых макетов под видом социально значимой рекламы благотворительным и иным общественно-полезным целям и несмотря на обязанность Комитета рекламы, информации и оформления Москвы осуществлять размещение именно социальной рекламы, в настоящее время по требованию указанного органа осуществляется размещение фактически рекламной информации», – отмечается в документе национальной ассоциации операторов рекламной отрасли.
Первые жалобы такого рода на столичных чиновников, контролирующих рынок наружной рекламы, стали поступать еще в 2007 году. Тогда этим вопросом заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС), по предписаниям которой в марте 2008 года были внесены изменения в официальные «Правила размещения рекламы и информации на территории города Москвы». Однако практика предоставления необоснованных льгот столичным коммерсантам не прекратилась, и в конфликт тогда вмешались правоохранительные органы.
В декабре 2008 года было заведено уголовное дело на председателя Комитета по рекламе, информации и оформлению Москвы Владимира Макарова. Он был обвинен в превышении должностных полномочий за предоставление 50-процентной скидки по арендной плате сроком на пять лет частным рекламным компаниям. Своими действиями, по версии следствия, Макаров нанес ущерб городской казне на 131 млн. руб.
Чиновник был задержан вечером 17 августа 2009 года, сразу после допроса. Макарову официально было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий по ст. 286 ч. 3 пункт «в» Уголовного кодекса РФ. Он провел в следственной тюрьме полгода, освобожден под личное поручительство председателя Мосгордумы Владимира Платонова и снова руководит Комитетом по рекламе. 28 июня 2010 года Макарову было предъявлено обвинение в окончательной редакции. Органы прокуратуры согласились с квалификацией действий чиновника по ч. 1 ст. 286 УК РФ, санкция по которой предусматривает лишение свободы сроком до четырех лет. Материалы уголовного дела против руководителя Москомрекламы собраны в 270 томов. Кроме того, к лишению свободы ранее уже был приговорен высокопоставленный чиновник этого ведомства.
Однако кадровые перестановки, совершенные новым мэром, пока не затронули столичный Комитет по рекламе. Возможно, новые материалы о многомиллионном ущербе столичному бюджету могут заставить нового мэра пристальнее присмотреться к происходящему в этой сфере.