Эта привычная для мусульманских регионов картина постепенно становится нормой и для Москвы.
Фото РИА Новости
Московская Соборная мечеть в этом году на крупнейший мусульманский праздник – Курбан-байрам, или праздник жертвоприношения – собрала самое большое количество верующих за все прошедшие годы, по сравнению даже с прошедшим два месяца назад Ураза-байрамом, праздником разговления после поста в месяц Рамадан. Если 9 сентября с.г. на торжественное богослужение и проповедь верховного муфтия России Равиля Гайнутдина к мечети у комплекса «Олимпийский» пришло, как и год назад, 55–60 тыс. человек, то вчера их число было куда большим. По официальным заявлениям пресс-службы московского ОМОНа, чьи сотрудники в числе прочих 1800 милиционеров несли дежурство у Соборной мечети, к 9.30 там собрались 55 тыс. человек, а к 11.00 – уже 70 тыс.
Подобное число верующих оказалось неожиданностью и для представителей Совета муфтиев, прогнозировавших его лишь на осень 2011 года.
Для обеспечения порядка у Соборной мечети московская милиция создала оперативный штаб и мобильные резервы. Впервые к несению дежурства в районе мечети была привлечена конная милиция, ранее действовавшая на митингах или на сборищах футбольных фанатов. Начиная с раннего утра было перекрыто автомобильное движение на ближайших улицах, из-за чего еще до начала богослужения на автомагистралях столицы образовались огромные пробки. «Пробка на проспекте Мира и Ярославском шоссе, вызванная перекрытиями движения на прилегающих улицах, начала образовываться около 7.40. А к 8.30 ее длина составляла уже более 20 км (практически до съезда с Ярославского шоссе на Королев). Многие водители теряли на проезд от МКАД до Садового кольца более двух часов. Улучшаться ситуация начала лишь спустя несколько часов, в районе 11.30», – сообщил о собранных службой «Яндекс.Пробки» данных пресс-секретарь «Яндекса» Очир Манджиков.
В проповеди, произнесенной в начале праздничного богослужения, муфтий Равиль Гайнутдин отметил, что «недавние события, а именно спор вокруг строительства мечети в районе Текстильщики в Москве, показали, что в подсознании современного горожанина титульной нации, у русских, присутствует страх – страх в одно прекрасное утро проснуться в мусульманской стране».
Впрочем, судя по сообщениям СМИ с места событий, местные жители испытывают похожие чувства. Корреспондент «Русской службы новостей» отмечает, что «люди, которые живут и работают на этой улице, говорят, что не чувствуют себя в безопасности» из-за окружающих их дома толп верующих. В сообщениях других СМИ приводятся свидетельства жительниц окрестных домов, с трудом попавших к себе домой, – собравшиеся для молитвы на прилегающих улицах и дворах мусульмане отказывались пропускать их, так как женщинам на празднование Курбан-байрама вход закрыт. Позже милиции с трудом удалось сдержать массы прорывавшихся к метро мусульман – значительная их часть не понимала русского языка, и, чтобы утихомирить многотысячные толпы, пришлось вызывать представителей мусульманского духовенства. Доступ на станцию метро «Проспект Мира» был затруднен из-за того, что к кассам выстроились очереди из сотен гастарбайтеров, не владеющих русским языком и не умеющих пользоваться карточками для прохода через турникеты. Кроме того, у мечети в Отрадном прямо на улице происходили продажа и забой жертвенных баранов.
Забой жертвенных животных установлен Кораном, где в суре «Аль-Кяусар» сказано: «Молись же Господу своему и закалывай жертву». Более того, в хадисе Пророка Мухаммеда говорится: «Пусть не приближается к нашей мечети тот, кто, имея возможность, не принес жертву». Собственно «курбан» это и есть жертвенное животное – верблюд, корова, баран, коза. Чаще всего в наши дни мусульмане режут баранов, хотя в Татарстане регулярно забивают на праздник и коров. В той богословской традиции, к которой относятся поволжские мусульмане, на сей счет добавляется, что «члены семьи, живущие под одной крышей, могут резать один курбан на всех. Резать каждому из них в отдельности – такого условия нет». Также жертвоприношение связано с состоятельностью – это как раз тот случай, когда богатство «поможет войти в царствие небесное»: считается, что убитые животные переносят своего хозяина через пропасть в рай. Главный казый Татарстана Джалиль Фазлыев дал разъяснения единоверцам накануне праздника: «Тот, у кого в день праздника Курбан-байрам есть 10 тысяч рублей и он не нуждается в них, должен принести в жертву животное». Тушу убитого животного предписывается разделить на три части – одну отдать бедным, из второй приготовить угощения для родных и близких, третью оставить себе.