Глава государства решил положить конец транспортному коллапсу в Москве.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
Вчера был опубликован список президентских поручений по итогам прошедшего 28 октября совещания по проблемам дорожного движения в столичном регионе. Меры предлагаются радикальные – типа запрета на въезд в город пассажирского и грузового автотранспорта. Сроки для исполнения поставлены жесткие – максимум май 2011 года. То есть федеральная власть собирается помочь новому мэру успешно решить ею же и поставленные задачи. Кроме того, список поручений показывает: объединение Москвы и области будет запущено де-факто.
Вчера был опубликован список поручений Дмитрия Медведева, который он счел необходимым дать после совещания по проблемам дорожного движения. Судя по стенограмме, мероприятие с самого начала задумывалось как обсуждение чисто московских транспортных проблем.
Президент несколько раз повторил, что если столичная транспортная ситуация будет более или менее благополучно разрешена, она станет моделью для всей страны. При этом было отчетливо видно, что об этом никому пока просто некогда думать. И список поручений, данных главой государства, это предположение подтверждает. Практически все они касаются исключительно Москвы и Подмосковья, которое, кстати, через какое-то время превратится в столичный транспортный тыл. То есть отмеченное всеми повышенное внимание нового московского руководства к соседнему субъекту РФ лишь продолжает усиливаться.
Например, в одном из президентских поручений именно этим двум регионам предписано в течение месяца начать работу координационного совета по развитию транспортной системы. Другими словами, приступить к объединению до сих пор разрозненного хозяйства. Стоит отметить, что на совещании 28 октября столичный мэр Сергей Собянин сообщил президенту, что Москва и область не просто об этом договорились вдвоем, они уже предложили возглавить новую структуру федеральному министру транспорта Игорю Левитину. И из президентского поручения видно, что Медведев это одобряет, ведь оно направлено в адрес именно правительства РФ. Иными словами, у подмосковного губернатора Бориса Громова теперь не будет возможности игнорировать московские требования и пожелания, потому что они будут идти через федеральный Центр.
Еще одним из поручений для обоих субъектов РФ является создание комплекса мер по сносу расположенных у дорог незаконных сооружений. Им же поручено внести в свои законы требование об обязательном сооружении собственником любого объекта транспортных коммуникаций. Напомним, что московские руководители неоднократно жаловались, например, на то, что именно политика областного руководства по освоению внешней стороны МКАД и отходящих от нее шоссе и привела к тому, что здесь заторы и пробки стали обыденным состоянием.
Подмосковье будет использовано как отстойник для столичного трафика еще хотя бы и потому, что одно из президентских поручений предписывает ввести полный запрет на въезд в Москву автотранспорта, перевозящего не только грузы, но и иногородних пассажиров. Предполагается, как уверялось на совещании 28 октября, что для попадания в город они должны будут пересаживаться на метро и электрички. А это значит, что подмосковным властям вкладываться в развитие их сети все-таки придется. Кстати, на исполнение даже такого радикального предложения срок дан крайне незначительный – всего лишь до мая 2011 года. К этому же времени должны быть разработаны и решения по оптимизации светофорной сети и общественного транспорта. А еще Москва и область уже весной будущего года должны иметь единый диспетчерский центр, из которого и станут регулироваться транспортные потоки единого – хотя бы пока в этом аспекте – столичного региона. То есть объединение двух субъектов РФ пока будет идти не просто де-факто, а через решение именно общих и наиболее острых проблем. И если большие трудности будут успешно преодолены, то за ними неизбежно придет и урегулирование средних, затем уже совсем малых. Ну а потом, собственно, ничего специального для слияния регионов и делать-то будет не надо.
Из перечня президентских поручений видно, что федеральная власть готова пойти регионам на серьезные правовые уступки. И опять же исключительно из-за транспортных проблем столичного региона. Ведь раньше федералы всегда отказывали в праве властей субъектов РФ самим устанавливать размеры штрафов за дорожные нарушения. И вот теперь Медведев приказал правительству и своей администрации все-таки дать его регионалам, чтобы те самостоятельно решали, как наказывать автовладельцев за неправильную парковку. А еще федеральная власть берет на себя обязательство хотя бы частично финансировать из бюджета войну против пробок, хотя Москве и области все-таки выдвинуто требование шире привлекать для этого и внебюджетные источники. В общем, получается так, что хотя президент дал именно Собянину наказ решать транспортные проблемы в первоочередном порядке и «круглые сутки», но возможностей ему для этого предоставляется гораздо больше, чем предыдущему мэру. Федеральная власть таким образом все же признает, что без ее помощи ничего сделать невозможно. Главное, впрочем, что Собянин ее точно получит, а значит, возможно, ему действительно удастся добиться хотя бы минимального улучшения.