Настоящее и прошлое здания.
Фото предоставлено общественным движением «Архнадзор»
Уникальный памятник архитектуры «Здание вокзала платформы Подмосковная» находится под угрозой уничтожения. Недобросовестный собственник собирается перестроить его под свои нужды. Само здание уже сейчас в ужасном состоянии, но его еще можно спасти. Москомнаследие ждет ответа от прокуратуры, чтобы заставить собственника привести здание в первоначальный вид.
Неделю назад активисты общественного движения «Архнадзор» обнаружили, что в здании вокзала станции Подмосковная Московско-Виндавской, ныне Рижской, железной дороги ведутся строительные работы без соответствующей документации и согласований Москомнаследия. Сначала они сами попытались выяснить, что происходит.
Дело в том, что постройка начала ХХ века давно находится в плачевном состоянии. В конце 1990-х годов вокзал стал бесхозным и начал постепенно разрушаться. В 2008 году постройка получила статус выявленного памятника истории и архитектуры. Нынешнее состояние здания уже критическое. В результате пожаров сгорела и рухнула большая часть крыши. Стоит отметить, что стены здания пострадали от огня относительно мало и пока находятся в удовлетворительном состоянии. Сохранились печи, отапливавшие пассажирские и служебные помещения, лепные карнизы на потолках. Против вокзала работает и время – дождь и снег легко попадают внутрь постройки, еще больше разрушая ее. Как рассказал корреспонденту «НГ» координатор движения «Архнадзор» Юрий Егоров, они не смогли сразу выяснить, что происходит с вокзалом. «Нас насторожили работы, которые ведутся на фундаменте здания. Когда мы приехали на место, то к нам навстречу вышла женщина и представилась собственником здания, назвалась Светланой. На просьбу подтвердить документами право собственности или же назвать свое предприятие, она ответила отказом, – объясняет координатор. – Светлана заявила, что ее подчиненные сносят вокзал, потому что ей так хочется, она сделает с ним все, что ей покажется уместным. Пообещала, что будет даже лучше». Собеседница представителей «Архнадзора» подтвердила, что действительно получала извещение от Москомнаследия и знает, что здание является уникальным памятником.
Ни на Московской железной дороге, ни в Московской дирекции железнодорожных вокзалов ничего про это здание не знают.
Кому принадлежит уникальный памятник, оказались в курсе эксперты Москомнаследия. Заместитель председателя Комитета по культурному наследию Москвы Алексей Емельянов объяснил корреспонденту «НГ», что они следят за ситуацией с вокзалом. «Здание вокзала станции Подмосковная признано выявленным памятником, соответственно после признания его памятником в адрес компании ООО «Гилберт», которая является собственником здания, было направленно извещение, что они являются владельцем памятника архитектуры и что реконструкция и снос этого памятника запрещены. Им указали, что они должны обратиться в Москомнаследие для заключения охранной документации. Однако по состоянию на 2010 год охранное обязательство заключено так и не было, – заявил эксперт. – Инспекция Москомнаследия побывала на объекте и заключила, что здание находится в неудовлетворительном состоянии, нуждается в срочном ремонте, по периметру были обнаружены следы земляных работ. При этом никакой документации на разрешение этих работ нашей организацией не выдавалось. В результате мы направили извещение с требованием о приостановке всех ремонтных работ и необходимости срочного оформления охранной документации. В соответствии с законом о защите юридических лиц Москомнаследие не имеет права внепланово проверять организации. Поэтому мы отправили запрос в прокуратуру с просьбой разрешить внеплановую проверку».
Оказывается, разрушающийся вокзал хорошо известен и в Музее архитектуры имени А.В.Щусева. «Это памятник архитектуры, станционных железных дорог, – рассказал «НГ» заместитель директора музея Павел Кузнецов. – По сути, это одна из немногих станций, сохранившаяся в первоначальном виде».