Мошенников не легко выследить.
Фото ИТАР-ТАСС
Квартирных мошенников не становится меньше, несмотря на усилия правоохранительных органов. Об этом заявили на пресс-конференции в столичном ГУВД, которая прошла на этой неделе. Одинокие пенсионеры и любители выпить по-прежнему остаются главными клиентами мошенников. Часто пожилые люди подписывают дарственные на свою жилплощадь, думая, что расписываются за получение подарков от соцслужб.
«В течение года в Москве регистрируется от 200 до 250 преступлений, связанных с незаконным завладением квартирами. Следственными подразделениями за 9 месяцев было расследовано 115 уголовных дел, из которых в суд направлено 25», – рассказал журналистам начальник отдела по общеуголовным преступлениям Главного следственного управления при ГУВД по Москве подполковник юстиции Александр Кулигин. Также он отметил, что данная тема для Москвы злободневная, потому что пострадавшим наносится большой материальный ущерб. Эксперт отметил, что для других городов она не столь актуальна. Любопытно, что, несмотря на все действия правоохранительных органов, количество таких мошенничеств остается стабильным год от года.
Например, следователи Управления внутренних дел по Северо-Восточному административному округу совместно с уголовным розыском того же округа задержали и привлекли к уголовной ответственности мошенников, которые обманом, угрозами и вымогательством завладевали квартирами, которые затем продавали. Схема работы была простая. Для начала они находили одиноких пьющих москвичей, являвшихся единственными собственниками своей жилплощади. Мошенники заводили с ними дружбу, угощали спиртным, вели философские беседы. В какой-то момент злоумышленники уговаривали под различными предлогами подписать не всегда трезвых собеседников необходимые бумаги: доверенности, дарственные.
В частности, один из участников группы длительный период спаивал женщину, после чего предложил продать принадлежащую ей половину квартиры в Москве. Она отказалась, что никак не укладывалось в планы мошенников. Тогда они стали действовать более решительно. Начались избиения, угрозы убийства ее дочери. Под таким давлением преступникам все-таки удалось получить доверенность на право распоряжаться имуществом.
Кроме того, жертвами аферистов становятся одинокие пенсионеры. Выбрав потенциальную жертву, злоумышленники, представляясь работниками социальных служб, навещают пожилых людей и стараются заслужить их доверие. Помогают по хозяйству, приносят продукты и лекарства. Через некоторое время подсовывают на подпись дарственную или же доверенность на право распоряжаться имуществом. При этом пенсионер, как правило, уверен, что подписывает документ на получение льгот или смену пенсионного удостоверения. Иногда предлогом поставить подпись является необходимость зафиксировать получение подарка от соцзащиты. На деле москвич как бы меняет свою квартиру, допустим, на набор кастрюль.
По словам Кулигина, чтобы избежать таких историй, родственники должны чаще общаться со своими близкими. «Мошенники редко входят в контакт с теми, вокруг кого много опекающих их людей», – отметил эксперт.
Пострадавшими могут оказаться не только владельцы жилья, но и покупатели. Например, если человек вполне честно, казалось бы, купил квартиру и не узнал ее родословной, а потом выяснится, что ранее она была получена незаконным путем, то она будет возвращена прежнему владельцу. Конечно, это может произойти не сразу, а после завершения судебных разбирательств, которые могут занять 2–3 года. Таким образом, ничего не подозревавший покупатель будет вынужден требовать компенсации у жуликов, которые к тому моменту будут в тюрьме. Мошенники часто перепродают квартиру несколько раз, прежде чем найти ей окончательного покупателя, поэтому перед покупкой лучше узнать, когда и сколько раз она продавалась.