Пострадавшие от работорговли не всегда обращаются в милицию.
Фото Reuters
Организованная преступность, связанная с торговлей людьми, носит международный характер. И люди, попавшие в трудовую и сексуальную эксплуатацию, и работорговцы демонстрируют собой разнообразие мировой географии. Москва нередко выступает транзитом работорговли. Правоохранительные органы сетуют на нежелание пострадавших обращаться к ним за помощью.
Вовлечение в занятие проституцией и организация занятий проституцией другими лицами – не самое тяжкое преступление. Сами девушки часто идут на это добровольно, в надежде на легкий заработок. Грозит такая деятельность штрафами или ограничением свободы до пяти лет. А вот торговля людьми с целью последующей эксплуатации – преступление другого уровня, штрафами здесь не обойтись. Оно, как правило, связано с организованной преступностью и выходит за пределы одного государства.
В группу риска по этому правонарушению входят трудовые мигранты в России и девушки, обращающиеся в брачные агентства и организации по «трудоустройству» за границей. Такие конторы вывозят людей из страны, отбирают паспорта и направляют людей в бордели.
В среду на пресс-конференции заместитель начальника 7-й ОРЧ по линии управления уголовного розыска ГУВД по г. Москве Михаил Митюшкин сказал, что Москва – важное звено торговой цепи, в котором сосредотачиваются все составляющие работорговли: поток незаконных мигрантов, возможность получить подложные документы, черные рынки, где гастарбайтеры могут работать, девушки со всех городов России и ближнего зарубежья, стекающиеся в Москву в поисках красивой жизни.
Любопытно, что представители правоохранительных органов отмечают, что чаще всего в сексуальное рабство попадают уроженки Украины, Белоруссии, Молдавии, реже – Средней Азии. К принудительному труду в строительной области привлекаются чаще других жители Таджикистана, Киргизии, Узбекистана.
Продавцы «живого товара» оказываются людьми самых разных национальностей. По данным ГУВД по Москве, за текущий год по статье 127.1 УК РФ (торговля людьми) были задержаны уроженцы Республики Гана за продажу четырех девушек, две уроженки Украины – за продажу несовершеннолетнего ребенка, уроженец Молдавии продал девушку с целью использования ее в занятиях проституцией. Фиксированной таксы на женщин нет: в уголовных делах по Московскому региону фигурируют как продажа двух девушек за 55 000 рублей, так и продажа одной за 140 000 рублей.
Препятствием к выявлению преступных групп часто служат сами пострадавшие. «Преступления, связанные с торговлей людьми и эксплуатацией их труда, носят латентный характер, – заявляет Михаил Митюшкин. – Мы получаем единичные обращения граждан, против которых совершаются противоправные действия».
Использование подложных документов, незаконное пересечение границы, нарушение миграционного законодательства, шантаж со стороны торговцев и элементарное желание заработать хоть как-то даже на своем бедственном положении часто мешает потерпевшим обратиться в правоохранительные органы.
Кроме нежелания потерпевших сотрудничать с милицией, в ГУВД отмечают такую проблему, как отсутствие налаженного взаимодействия правоохранительных органов, стран поставки, транзита и назначения «живого товара». По официальной статистике по Москве, за прошлый год по статье 127.1 (торговля людьми) УК РФ раскрыто и направлено в суд 13 дел, за текущий год раскрыто пять дел.