Разгорающееся разбирательство по делу о краже торгового комплекса «Европарк» может иметь политические последствия для ЛДПР, поскольку в нем фигурирует известный депутат Госдумы Ашот Егиазарян. Представляющий либерал-демократов парламентарий в очередной раз не сумел избежать публичности, оказавшись в центре скандала под прицелом СМИ. Накануне выборов в региональных муниципалитетах этой неосторожностью могут воспользоваться политические соперники ЛДПР, чтобы лишить партию традиционной доли голосов избирателей.
Ведущие деловые СМИ накануне сообщили о том, что совладелец Centurion Group Виталий Смагин обвинил своего бывшего делового партнера Ашота Егиазаряна в краже принадлежащих ему акций торгового комплекса «Европарк».
В 2006 году комплекс был заложен Дойче Банку, а в начале с.г. продан одной из коммерческих структур. Как сообщает газета «РБК Daily» (от 23.08.10), Виталий Смагин подал в Генпрокуратуру заявление по факту хищения его доли в ТК «Европарк» депутатом Егиазаряном. Как сообщил изданию Смагин, в 2006 году для ускорения отстройки гостиницы «Москва» Егиазарян уговорил партнеров по «Центурион Альянсу» привлечь в Дойче Банке кредит на 100 млн. долл. Формально заемщиком выступил офшор «Блиденсоль», структура которого повторяла акционерный капитал «Центурион Альянса». В начале 2009 года Дойче Банк фактически признал выданный «Блиденсолю» кредит дефолтным, а затем решил реализовать его на рынке. Покупателем выступила группа «Ташир», которая согласилась заплатить за актив 60 млн. долл. Сделка по выкупу 100% ЗАО «Центурион Альянс» была закрыта в начале 2010 года. Как утверждает Смагин, в рамках кредитной сделки акции «Центурион Альянса» по требованию Дойче Банка были переведены на другой кипрский офшор – «Доралин». Он, в свою очередь, был записан на зарегистрированную на Виргинских островах компанию «Тафтс». По словам адвоката Смагина Рубена Маркаряна, из кредитного дела исчезли передаточные распоряжения компании «Тафтс» о возможности распоряжаться акциями «Доралина». «Егиазарян вывел этот офшор из «Тафтса» и продал его Самвелу Карапетяну», – пояснил собеседник «РБК Daily». Хотя представитель Егиазаряна заявил «РБК Daily», что депутат не имел и не имеет отношения к «Центурион Альянсу», «Европарку» и бизнесу Виталия Смагина, ранее источник, близкий к депутату, утверждал, что три года назад Егиазарян контролировал около 70% «Центуриона», но затем продал свою долю Смагину.
Виталий Смагин просит Генпрокуратуру привлечь Ашота Егиазаряна к уголовной ответственности и вернуть 20% «Европарка», который генерирует 25 млн. долл. чистого дохода и оценивается в 250 млн. долл. Нанесенный ущерб Смагин оценивает в 50 млн. долл.
Оказавшийся в центре скандала Ашот Егиазарян – политик непубличный и, как сообщал «Коммерсантъ» (от 16.10.97), издавна старался избегать внимания к своей персоне. Однако получалось это у него не слишком хорошо. Сейчас же внимание СМИ и общественности к конфликту между парламентарием и Виталием Смагиным повлекло на свет целый шлейф прежних разбирательств, связанных с депутатом от ЛДПР. Имя Егиазаряна впервые громко сверкнуло в потрясшем страну деле по поводу злоупотреблений служебным положением генпрокурором Юрием Скуратовым. Затем депутат еще не раз фигурировал в скандалах разного масштаба, причем, как можно сделать вывод из большинства этих дел, значительная их доля была связана с его взаимоотношениями с прежними деловыми партнерами. Из значимых событий недавних лет – упоминание имени Егиазаряна в деле о попытке похищения четырехлетней дочери российского сенатора Андрея Вавилова. Как сообщала «Свободная пресса» (от 08.04.09), «в окружении сенатора это событие связывают с обострившимися противоречиями между Вавиловым и его бывшим компаньоном – депутатом от ЛДПР Ашотом Егиазаряном».
Все с той же гостиницей «Москва» связано и еще одно не слишком приятное для парламентария дело. Газета «Коммерсантъ» (от 23.08.10), описывая конфликт по поводу «Европарка», добавляет, что 80% акций ЗАО «Центурион Альянс», по версии Смагина, принадлежали структурам, подконтрольным Егиазаряну и его деловому партнеру Дмитрию Гаркуше, являвшемуся на тот момент управляющим ООО «Даев Плаза» и гендиректором ООО «Декмос». Как напоминает издание, обе эти фирмы фигурируют в уголовном деле, возбужденном летом прошлого года Следственным комитетом при МВД по факту мошеннического завладения 87,5 млн. долл., выделенных на реконструкцию все той же гостиницы «Москва».
Этому громкому мошенничеству «Известия» (от 24.06.09) посвятили целое расследование, отмечая, что «по мнению потерпевших, историю с исчезновением денег может прояснить известный предприниматель, а ныне депутат Госдумы Ашот Егиазарян, брат которого является крупнейшим совладельцем гостиницы». Проблемы на этот раз, как можно понять, также возникли у делового партнера депутата – Департамента имущества правительства Москвы, куда, по информации газеты, Егиазарян пришел с проектом. Результат удивил даже следователей, которые, развивая уголовное дело, были поражены изощренностью схемы мошенничества. Как отмечают «Известия», юридически имя депутата в деле не фигурирует. Так, в документах, «связанных с гостиницей «Москва», фамилия Егиазаряна «вообще не упоминалась – даже брата. Что не мешало самому Ашоту Геворковичу активно продвигать проект и решать спорные вопросы». Итогом сотрудничества для столицы, по данным СМИ, стала потеря десятков миллионов рублей и доли города в крупном инвестиционном проекте.
Конфликт между Смагиным и Егиазаряном может иметь политические последствия для ЛДПР, в которой состоит парламентарий. На претензии Смагина уже обратил внимание партийный ресурс единороссов www.er.ru, в качестве экспертов которого выступили депутат Госдумы от КПРФ Игорь Эдель и руководитель управления регионального развития «Справедливой России» Наталья Бородина. «Скандальные истории подрывают имидж и репутацию как депутата, так и партии ЛДПР, которую он представляет. А если это будет доказанным фактом, то вообще кошмар. Я считаю, что Госдума должна быть освобождена от людей, которые тянут за собой шлейф скандалов. Высшее руководство и высшая представительная власть должны быть чисты. В Госдуме не должны работать люди, которые так ославились», – считает Эдель. С депутатом солидарна и Наталья Бородина: «Для ЛДПР – это путь в конец тоннеля. Не знаю, как они будут набирать голоса на следующих выборах, но, я думаю, будут терять, потому что ЛДПР сейчас фаворит по скандальности. Я думаю, они должны как-то поменять курс, процедуру набора людей и усовершенствовать внутрипартийную дискуссию и внутрипартийное строительство, чтобы хоть как-то очистить свои ряды».
При этом положение ЛДПР сейчас неустойчивое. По данным ФОМа (опрос был проведен 14–15 августа с.г.), федеральный рейтинг ЛДПР не вырос даже с учетом непростой ситуации в стране. Нарастание протестных настроений населения никак не отразилось на нем. Подобная стагнация подразумевает, что до выборов активистам ЛДПР следует избегать случайных скандалов, связанных с обеспеченными бизнесменами в рядах партии. Ведь традиционный имидж ЛДПР с до сих пор известными в народе лозунгами «Мы за бедных, мы за русских!», мало коррелирует с личностью, например, все того же экс-банкира Ашота Егиазаряна. По информации на сайте Радио «Свобода» (от 09.11.07), Либерал-демократическая партия «для финансирования своих избирательных кампаний всегда привлекала в свои списки представителей бизнеса». По данным «Свободы», финансирование партии осуществляли структуры Ашота Егиазаряна, Года Нисанова и многих других коммерсантов, однако перед выборами эту тему предпочитают не поднимать, чтобы не отпугнуть электорат. Потому раздувание зарождающегося пламени разбирательства между Егиазаряном и Смагиным явно не в интересах либерал-демократов.
Особую пикантность ситуации придает тот факт, что в июле с.г. лидер ЛДПР Владимир Жириновский, как можно понять, попытался дистанцироваться от бизнес-парламентариев, которые в последнее время больше ассоциируются у населения с партией власти. Глава либерал-демократов России даже выступил за исключение из депутатских списков бизнесменов и спортсменов, поскольку они не посещают заседания Госдумы. «Они не хотят ходить на заседания. Их место – стадион, банк и бизнес», – сказал Жириновский на пресс-конференции в РИА Новости 21 июля с.г., отметив, что многие парламентарии не ходят на заседания не из-за того, что они прогульщики, а из-за того, что «просто не хотят присутствовать на заседаниях». Ранее вопрос с прогулами уже поднимало руководство Госдумы РФ и предполагалось даже обнародовать списки наиболее злостных прогульщиков заседаний, однако Общественная палата в последний момент засекретила списки. При этом, как сообщала «РБК Daily» (от 02.06.10), по данным аппарата Госдумы, в числе прочих «не бывают в стенах парламента представители ЛДПР – бизнесмены Денис Давитиашвили и Ашот Егиазарян».