Сегодняшний вид Кадашевской слободы.
Фото с сайта Архнадзора
Защитники сохранения облика Кадашевской слободы протестуют против сноса построек в этом районе, уверяя, что проект будущей застройки нарушит сложившийся ландшафт. Власти не видят причин для конфликта, потому что по их же инициативе бывший спорным проект заменен на новый, вполне отвечающий всем требованиям закона и исторической справедливости. Однако, как отмечают эксперты, пока обновленный вариант еще не представлен полностью им и общественности, сносить старые строения несколько рановато. Тем более что опережение событий нарушает законную логику и создает площадку для политической борьбы.
Многофункциональный комплекс «Пять столиц» в Кадашевской слободе в центре столицы, где сейчас расположены идущие под снос аварийные здания, будет построен, заявил в эфире телеканала «ТВ Центр» мэр Москвы Юрий Лужков. По мнению градоначальника, реализация данного проекта вовсе не ухудшит, а только органично дополнит район Замоскворечье.
О необходимости сохранения исторического облика разного рода защитники московского наследия говорили давно. Не всегда их выступления и митинги были убедительными. Но были даже мнения, что вокруг этого конфликта как раз удастся сплотиться всем неравнодушным к истории москвичам. Острая фаза конфликта между застройщиками и общественностью разгорелась в начале недели, когда люди стали препятствовать проезду строительной техники на стройплощадку. К решению вопроса тут же подключились парламентарии и даже прокуратура. Но в процессе выступлений и протестов было не всегда понятно, чем именно недовольны протестующие, потому что строить еще ничего не строят, а снос части зданий вроде бы согласован и разрешен.
В среду вечером мэр с телеэкрана заявил, что все претензии, которые высказываются общественностью, имеют отношение к первоначальному проекту «Пяти столиц» и сейчас будет реализовываться совсем другой, который должен вполне всех устроить. «Специалисты установили, что эти здания не имеют архитектурной ценности, это установили серьезные специалисты. Это вообще нормально – здания в таком состоянии, этот пустырь? Они пребывали в таком состоянии последние десять лет, а теперь там планируется достойный проект в духе Замоскворечья», – сказал Лужков в эфире телеканала. По его мнению, Москва не должна перейти в разряд городов, «где основное место занимают развалины». «Когда речь идет действительно об исторических объектах, это святое, спору нет. В таких случаях мы всегда находим решения, применяем особый подход, – сказал глава города. – Застройщик (в Кадашах) получил все согласования, в том числе комитета по культурному наследию, архитектурных экспертов, а также религиозных деятелей».
Весь нюанс на первый взгляд выглядит в том, что люди банально перепутали проекты и тот самый, который их не устраивает – не устроил и московское правительство. И они вполне солидарны, причин для уличных возмущений нет. Однако с этого места нужно поподробнее.
Историко-строительный конфликт разгорелся еще в 2002 году, когда появился первый проект для будущего комплекса «Пять столиц». Как рассказала корреспонденту «НГ» председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Галина Маланичева, тогда он не устраивал и профессионалов этой сферы, и общественные организации. В том варианте была серьезная реальная угроза сохранения церкви Воскресения Христова в Кадашах XVII века. Особенно это было опасно из-за заявленных строителями подземных работ и большой этажности будущего здания. Потому что в этом месте с момента постройки храма были проблемы с фундаментом и геологией. При этом нельзя забывать, что сама территория исторически уникальная, где даже регенерацию проводить нужно осторожно, а строить и вовсе нельзя, отметила эксперт. Несмотря на все протесты общественности, застройщику удалось получить согласование в тогда существовавшем федеральном ведомстве по сохранению памятников. Уже после получения этого документа некоторые госструктуры также выдали согласования на разного рода работы. Москомнаследие тоже согласилось. И даже были снесены частично постройки.
Однако к 2006 году борьба за сохранение Замоскворечья достигла своего пика. А потом, чуть позже, мэр Москвы Юрий Лужков обратился к «Пяти столицам» и вынес вердикт – изменить проект. Москомнаследие отозвало свое разрешение, а вот остальные ответственные, в том числе и федеральные службы, среагировали не очень оперативно, рассказывает глава ВООПИиК. «Заказчик сделал вид, что ничего не произошло. Воспользовался паузой. Надо было надзирать, но руки, видимо, не дошли. И пользуясь тем, что одни разрешили, другие – не успели что-то свое сделать, заказчик, уже несущий убытки из-за изменения проекта, постарался сделать разрешенную ранее часть работ, – говорит Маланичева. – И вызвал гнев защитников».
В этой истории самым неожиданным образом сошлись все недостатки бывшей и нынешней системы охраны памятников, уверяют эксперты. «У нас нарушается процедура принятия решений от начала работ до окончательного согласования проекта. Сначала должен быть разработан и полностью согласован проект, получены все разрешения и т.д., – говорит специалист. – Но с процедурой пока плоховато. И заказчик может пользоваться тем, чтобы выполнить те работы, которые уже может выполнить. Если может снести что-то, то сносит».
В среду градоначальник рассказал, что новый проект уже готов, он хороший и не испортит исторического вида, однако Маланичева отмечает, что работы на самом деле только завершаются и в течение июня окончательная версия поступит к ним на обсуждение. По информации Москомнаследия, проект границ территории объекта культурного наследия, включающий в себя всю историческую территорию храма Воскресения Христова в Кадашах всеми уполномоченными органами исполнительной власти города, а также Федеральной службой по контролю за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) включен в проект распорядительного документа и внесен на утверждение правительства Москвы. «На данный момент ГУП НИиПИ Генплана (НПО № 38 под руководством Е.Е.Соловьевой) разрабатываются режимы использования земель и градостроительные регламенты территорий исторического квартала в Кадашах, который в дальнейшем должен пройти государственную историко-культурную экспертизу и быть утвержденным постановлением правительства Москвы, – сообщили «НГ» в ведомстве. – Новое предпроектное предложение по регенерации части квартала № 401 района Якиманка с размещением жилого комплекса было представлено на заседании Общественного градостроительного совета при мэре Москвы 21 апреля текущего года. Границы и территории объекта культурного наследия установлены и любое новое строительство в этих границах исключено. Здания, которые в настоящее время разбираются, не представляют никакой историко-культурной ценности в соответствии с выводами экспертов».
Возмущает митингующих именно тот факт, что как бы ни был прекрасен новый проект, до его окончательного утверждения разбор каких-либо построек – это излишняя торопливость.
Сложившаяся сегодня ситуация просто дала хорошую удобную площадку для политической борьбы, считают эксперты. И если думать об истории и культуре, то лучше всего дождаться согласования всего проекта, огласить его общественности и защитникам и тогда уже проводить какие-то работы. Кои, по словам представителей Москомнаследия, под их надзором могут быть остановлены в любой момент, если в земле будет найдено что-то ценное, которое будет невозможно вывезти.