Вчера в распоряжении редакции оказалась резолюция Общественной палаты (ОП) общественных слушаний «Проект Генерального плана Москвы и проблемы развития города», состоявшихся 9 апреля 2010 года. Она обращена к председателю Мосгордумы Владимиру Платонову, подписана членами ОП Василием Бычковым, Валерием Фадеевым, Еленой Николаевой и Евгением Ачкасовым, которые просят, учитывая их замечания, отложить окончательное утверждение Генплана.
В ходе экспертизы предложенного проекта «Актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года» комиссиями Общественной палаты: по сохранению и развитию отечественной культуры; по экономическому развитию и поддержке предпринимательства; по социальным вопросам и демографической политике; по охране здоровья и экологии – проведен ряд консультаций с независимыми экспертами в области градостроения, транспорта, экологии, архитекторами, специалистами в сфере защиты памятников истории и архитектуры. Также была проведена серия встреч с представителями общественных организаций, занимающихся проблемами отдельных городских территорий.
Обобщив материалы, представленные экспертными и общественными организациями, содержащие критические замечания к проекту Генплана, а также ряд принципиальных замечаний и предложений, высказанных в ходе слушаний, мы вынуждены констатировать, что проект Генплана не соответствует запросам общества и не решает проблемы, наиболее остро стоящие перед сегодняшней Москвой.
Более того, учитывая отсутствие в московском законодательстве закона о нормативах градостроительного проектирования, являющегося правоустанавливающим при разработке проекта Генерального плана и ПЗЗ, а также отсутствие заключения по настоящему проекту Государственной экспертизы, мы считаем необходимым отложить его окончательное утверждение.
За отведенное на разработку и принятие данных документов федеральными органами власти дополнительное время считаем возможным рекомендовать доработать и довести до сведения общественности проект Генплана Москвы с учетом следующих аспектов:
1. В нынешнем проекте Генплана не представлен раздел «анализ исполнения предыдущих Генпланов». Такая ситуация не позволяет проанализировать предыдущие ошибки и создает предпосылки для повторения неверно принятых решений в настоящем проекте.
2. В проекте Генплана отсутствует концепция развития города. Не прописаны и не выносились на общественное обсуждение такие вопросы стратегического планирования города, как:
функциональное и территориальное разделение исторического и административного центров и зон развития;
агломерационные тенденции, развитие системы поселений-спутников;
решение проблемы превышения емкости города и уже существующей чрезмерной плотности застройки.
3. Не проведено согласование настоящего проекта с Генпланом Московской области, отсутствуют предложения по совместному решению проблем, относящихся к совместной компетенции смежных субъектов Федерации:
развитие транспортных систем;
вопросы экологии, в том числе сохранения «зеленого пояса Москвы» и сохранения водных ресурсов;
вопросы утилизации отходов;
развитие энергосистем.
Считаем обязательными разработку и включение в Генплан раздела о взаимодействии Москвы и Московской области.
4. В проекте не учтен в достаточной степени статус Москвы как столицы Российской Федерации, что не только ставит под угрозу реализацию городом столичных функций, но и не позволяет в достаточной мере оценить риски, связанные с этим высоким статусом. В проекте отсутствует раздел «Безопасность», острые для Москвы вопросы повышенных угроз террористического и техногенного характера не учтены в процессе городского планирования. Считаем необходимым разработать соответствующий раздел Генплана и привлечь к работе над ним представителей федеральных властей.
5. При составлении Генплана необходимо составление историко-опорного плана города с нанесением на карту всех охраняемых и выявленных памятников истории и архитектуры, зон исторической застройки. Необходимо определение границ исторического поселения и разработка особого регламента его сохранения и развития, включающего защиту строений, не являющихся памятниками архитектуры, но формирующих городскую среду. Нынешняя практика, по которой зоны «стабилизации и развития» чередуются во многих случаях «через дом» и по которой около 40% территории исторического центра попадает в зоны «развития», является ошибочной и опасной для сохранения исторического наследия.
6. Нынешний Генплан не решает основные транспортные проблемы города. Концепция Четвертого транспортного кольца чрезмерно дорога и при этом не повышает транспортную связанность периферийных зон, а также периферии и центра. Результатом становится превращение центра города в транзитную транспортную зону. Необходим отказ от практики строительства глубинных тоннелей и переход к концепции строительства эстакад. Необходимо признать ошибочной и отказаться от практики инвестиционного строительства торговых центров в транспортных узлах. Новое масштабное жилое строительство не согласовано с развитием дорожной сети.
Дискуссия продолжается. «НГ» будет следить за развитием событий.