Проблемы вокруг Черкизовского уже набили оскомину не только журналистам, которым приходится об этом писать, но и самим торговцам других рынков. У них проблемы другого рода. Они воочию наблюдают на своем месте работы буквально нашествие китайцев, вьетнамцев, жителей Кавказа и приезжих из Центральной Азии. Россиян, которых столичный мэр обещал оставить в Москве и перевести в другие торговые центры, уже практически не осталось на оптовых рынках. Их оттуда выжили высокими арендными платами, которые составляют до 50 тыс. долл. за место, такие деньги не может заплатить ни один российский «мелкооптовик». Зато подобную сумму могут помочь собрать члены общины приезжих. Такой общинный строй уже помог занять черкизовским торговцам большинство торговых точек в павильонах ТЦ «Москва» и на рынке «Садовод».
На последнем хотелось бы остановиться чуть подробнее. Именно на нем и начались первые волнения российских продавцов. По их словам, людей, ранее арендовавших землю, попросту стали вышвыривать с уже оплаченных немалыми деньгами (около 12–15 тыс. долл.) торговых мест. При этом выплачивая компенсацию в 50 тыс. руб., на которую даже маленький клочок земли не получишь в пользование. Вот и приходится им возвращаться домой: в Калугу, Иваново, Тверь. Зато на их месте уже с удовольствием располагаются вьетнамцы и китайцы, постепенно отстраивают новые павильоны.
Правда, среди вытесненных россиян есть и инициативные «безработные», которые хотят настоять на том, чтобы им вернули обещанные места. Они проводят митинги, пишут петиции Лужкову и другим чиновникам. Так, на последнем собрании 12 сентября в центре Москвы были приняты основные пункты требования к столичным властям. Например, они просят организованно перевести все оптовые рынки Москвы из жилых территорий в район МКАД, где их работа не будет создавать неудобств горожанам; открыть часть торговых площадей Черкизовского рынка в кратчайшие сроки. На базе ранее действующих на Черкизовском рынке торговых комплексов «АСТ» и «СДЛ», по мнению участников митинга, целесообразно создать новое торговое предприятие с участием в управлении предпринимателей-арендаторов, что должно гарантировать работу нового торгового центра исключительно в соответствии с законодательством РФ. Для поддержания же российских производителей необходимо создать льготные условия оплаты аренды.
Большинство москвичей обрадовалось закрытию Черкизовского рынка. Жители районов, около которых он располагался, вздохнули с облегчением. Правда, ненадолго. Разнорабочие, помогавшие торговцам и оставшиеся без работы, разбрелись по всей округе. Многие дворы и подъезды превратились в общественные туалеты и ночлежки. С более серьезными проблемами столкнулись в Люблино. Около ТЦ «Москва» уже происходят столкновения местных жителей с переезжающими оптовиками. К счастью, жертв пока нет, но пострадавшие уже имеются. Четыре человека получили травмы от наезда автобуса. Митингующие люблинцы перекрыли движение транспортному средству, перевозившему оптовиков, однако водитель не сразу нажал на тормоз. После чего из этого же автобуса вылезли молодые кавказцы с бейсбольными битами, но, оценив количество граждан, напасть не решились. Самое страшное, что задержан был только водитель, да и то на три часа. Жителей, естественно, понять можно: пойдешь митинговать, если в и так не самом благополучном районе столицы появляются новые возмутители спокойствия. Да и проехать в Люблино на личном транспорте стало попросту негде, дороги постоянно забиты машинами челноков.
Митинги привлекают пока только пострадавших, возможно, будут привлекать крупных столичных политиков – ведь на носу выборы в Мосгордуму. В то же время столичные чиновники клятвенно обещают, что проблема с «расползающимися» торговцами будет решена. Каким образом, не понятно никому. То говорят, что будет построен новый оптовый рынок в Подмосковье, то обещают попросту изжить такие рынки, так как они нецивилизованны, то вот теперь думают над закрытием ТЦ «Москва». Но, возможно, при закрытии еще одного торгового центра ситуация только осложнится, что может привести к более тяжелым последствиям. Оставшиеся без работы, а соответственно и без средств к существованию мигранты могут пойти на многое, вплоть до преступлений.