«Москва-река давно невидима глазам реальных жителей нашего города, а главное – она потеряна «бескультурным слоем» ее эксплуатации, – сказал президент московского отделения Международной академии архитектуры Юрий Платонов. Он был инициатором конкурса архитектурных объектов на воде «Москва-река в Москве» и предложил освоить столичную водную гладь по-своему. Однако эксперты утверждают, что при явной нехватке мест для размещений объектов в центре города согласовать документацию по строительству дебаркадеров будет очень сложно.
Водная артерия Москвы-реки в пределах города растягивается на более чем 50 км, и на нее обратили внимание московские архитекторы. Не так давно завершился конкурс на лучшее эскизное архитектурное решение для объектов на воде «Москва-река в Москве». Организаторы хотели найти новые идеи по освоению водных ресурсов города и, как им показалось, нашли. Первое место досталось проекту «Свободное пространство» (ГУП МНИИП «Моспроект-4», руководитель авторов – Дмитрий Буш). Авторы предложили своеобразное пустое пространство, которое может менять назначение: зимой – каток, летом – пляж, а внутри бокс, коробка, которая может быть наполнена разнообразным содержанием. Вторую премию получил проект «Плавучая лаборатория» (Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева). И третье место – «Плав-бульвар» (Архитектурная мастерская Александра Асадова). Проект развивает градостроительный потенциал Лужнецкой набережной и вместе с тем создает переход от суши к воде.
Еще на первоначальном этапе конкурса звучали реплики, что строить такие сооружения будет довольно сложно из-за необходимости множественных согласований между федеральными и московскими чиновниками. Тем более около года назад проверки Росприроднадзором дебаркадеров, уже находящихся в акватории Москвы-реки, вызвали бурю волнений. На тот момент ими занимался ныне бывший заместитель руководителя ведомства и нынешний префект Северного административного округа Олег Митволь. «Что там происходит в данный момент, я, к сожалению, не знаю. Раньше нарушений было масса, – рассказал он «НГ». – Например, дебаркадеры стояли вообще без единого документа. Да к тому же были подключены к городским коммуникациям. Естественно, ни за электричество, ни за воду, ни за что другое владельцы таких строений не платили. Очень много дебаркадеров даже принадлежали неизвестно кому, при этом стояли в стратегических местах, например около шлюзов, и в них могло быть что угодно. Я не уверен, что напичкивание основной водной артерии различными зданиями экологически целесообразно». Какая ситуация сегодня – выяснить не удалось, в Росприроднадзоре так и не собрались ответить на вопросы «НГ», хотя и не отказывались говорить об этом.
Проверки организует действительно только данная госструктура, а вот разрешения на установку выдает совершенно другая – Московско-Окское бассейно-водное управление. Как корреспонденту «НГ» объяснили здесь, чтобы установить какой-то объект на воде, нужно собрать довольно много документов и выиграть аукцион. За пользование водной гладью придется платить. Причем первоначальная ставка настолько невелика, что становится понятной экономическая целесообразность строительства дебаркадеров. Сумма рассчитывается исходя из площади объекта, базовая ставка примерно 30 тыс. руб. в год за 1 кв. км.
Как объяснил «НГ» профессор Московского архитектурного института, член Общественной палаты, председатель Комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев, развивать инфраструктуру на воде более чем резонно, особенно в силу нехватки земли в центре города. «Для меня вопрос номер один – создание пешеходной набережной. Учитывая отсутствие в Москве серьезного ледохода и значительного подъема уровня воды, можно было бы опустить ее ниже, сделать на кронштейнах и отсоединить от мощного транспортного потока, который набережные сделал практически необитаемыми, – говорит эксперт. – Ничего в дебаркадерах дурного не вижу, они разнообразят реку, хотя со вкусом всякое бывает». Архитектор уверен, что с экологией не должно возникнуть проблем, если все будет оформлено и организовано по правилам. Что же касается документов для установки объектов на воде, то это самый тонкий момент. «Реализовать что бы то ни было будет очень трудно, потому что начинается вечный вопрос: река чья? Она федеральная. Набережная чья? И вокруг этого могут быть тонны согласований. Это в целом возможно сделать, но нужно собрать нормальное экспертное совещание с участием агентства по водным ресурсам, московского правительства и профессионалов из союзов, для того чтобы принять внятную концепцию и понять долевое участие Федерации, Москвы и бизнеса. Но нужна схема открытых переговоров, а она в Москве не очень распространена», – полагает эксперт.