Лучше всего обитатели дачи помнят Венедикта Ерофеева.
Фото автора
Если пройти вдоль забора прилизанного ныне парка Царицыно, то можно оказаться в совершенно неожиданном и даже не похожем на привычную Москву месте. За вековыми липами спряталась дача. Вернее, дачей она была в начале ХХ века, а потом назначение ее менялось. Двухэтажное деревянное здание было начальной школой. Когда школьникам построили новое помещение, на даче поселили учителей той самой начальной школы. Так в ней стали жить постоянно, но все шесть семей, которые сейчас здесь обитают, бережно хранят дом. История здания началась давно, а вот закончиться может в любой момент.
На этом месте построил себе дачу не кто иной, как первый председатель первой российской Государственной Думы Сергей Муромцев. Он приступил к постройке дачи 15 июня 1893 года. Дача была в шведском стиле (определение Бунина) и стоила 19 800 рублей. На этой даче составлялся проект так называемой муромцевской Конституции и сочинялись разные документы к земгоровским съездам, то есть дача служила местом регулярных полуподпольных политических собраний первопроходцев «русского парламентаризма».
После смерти Муромцева 4 октября 1910 года владелицей дачи становится его вдова, артистка московских театров Мария Николаевна Климентова-Муромцева. Во время Первой мировой войны она продает владение купеческой вдове Раисе Ивановне Власовой. Дача конфискована 25 сентября 1918 года, в ней размещен военный комиссариат, а после отражения Деникина – школа, в народе называемая «Власовкой».
В 60-е годы дом был разобран, а потом собран заново на фундаменте дачи Муромцева. Даже печи стоят на прежних местах, как на плане дачи. По утверждению местных жителей, удалось сохранить деревья, которые окружают постройку. В какой-то момент жителей формально расселили, но дом не сносили, и люди, жившие здесь поколениями, остались. В 1990 году владение передали коммерческому центру «Меркурий», который через год списал его со своего баланса. С тех пор в городских списках здание не значится.
Дома с этим адресом долго не сущестовало на карте Москвы. Фото автора |
Семья Болдыревых обитает на бывшей даче Муромцева более 70 лет. Жива 103-летняя бабушка, въехавшая сюда в 1938 году, теперь в доме растут ее правнуки. Эта семья водила дружбу с многими знаменитыми деятелями культуры ХХ века – здесь гостили скульптор Клыков и художник Васильев, наведывался молодой Глазунов. Но самой ценной памятью этой семьи остается дружба с Венедиктом Ерофеевым, который подолгу жил на этой даче, здесь писал работу «Василий Розанов глазами эксцентрика».
Сейчас жителей дома должны выселить, дом снести, деревья спилить. Любопытно, что строить собираются стоянку техники для усадьбы Царицыно. Конечно, наверное, деревянный дом без коммуникаций не самое ценное здание в столице, но он действительно имеет историческую ценность. В целом он похож на музей, который хранит в себе дух так модного ныне диссидентства. В доме организована небольшая экспозиция, связанная со знаменитыми людьми, бывавшими здесь. Люди, живущие в этом как бы не существовавшем доме, поддерживали его в нормальном состоянии, платили за телефон и электричество. Иначе деревянная постройка вряд ли смогла бы дожить до сегодняшнего дня. Тем не менее судебное решение о выселении есть. Люди пытались обращаться в префектуру Южного административного округа, однако результатов это не принесло, и поэтому в мэрскую канцелярию писать они не стали, рассказал корреспонденту «НГ» Николай Болдырев.
В минувший четверг общественное движение «Архнадзор» устроило масштабное знакомство с домом, его жителями и друзьями. Открыли памятную доску Венедикту Ерофееву.