21 год подобный вид из окон был доступен только строителям.
Фото автора
В минувший понедельник после более 20 лет реставрации открылся Дом Пашкова, который ныне является одним из помещений Российской государственной библиотеки (РГБ). Теперь читатели смогут не только увидеть редкие книги, но и исторические интерьеры.
Дом Пашкова, казалось, уже никогда не откроет своих дверей. Находясь в самом центре, напротив Кремля, он стал уже скорее историческим монументом, таким, как памятник Пушкину или Гоголю: смотреть можно, но внутрь не заглянешь, да и не за чем. Однако строение все же не столько напоминание о прошлом, столько объект функциональный. И теперь особняк на Воздвиженке обрел свою функцию, утерянную в 1988 году, когда он был закрыт на реконструкцию.
Вход в обновленное здание теперь, как и тогда, когда постройка была возведена, осуществляется со стороны Староваганьковского переулка. Читателей на горизонте было совсем не видно, хотя в своей приветственной речи генеральный директор РГБ Виктор Федоров сказал, что первые посетители читальных залов уже побывали в Доме Пашкова утром. Зато зал на втором этаже, откуда открывается вид на Боровицкую площадь, был заполнен приглашенными на торжество библиотекарями, издателями и прессой. После того как гости разошлись, в стенах исторического здания остались читатели и работники отдела рукописей и отдела нотно-музыкальных изданий и звукозаписей.
Дому Пашкова уже более 200 лет, за это время он претерпел множество перестроек и сменил несколько владельцев. Немецкий путешественник Иоганн Рихтер был в свое время потрясен, что в России напротив Кремля существует фактически волшебный замок, в саду которого живут павлины, китайские гуси и попугаи. То, кто сие построил, до сих пор остается предметом споров. Искусствоведы склоняются, что это был Баженов, но есть версия, что Казаков. Достоверно известно, что возведено строение было по заказу внука денщика Петра Великого Петра Пашкова. Его знали как человека богатого, но не всегда чистого на руку откупщика, который постоянно с кем-то судился, кроме того, разыскивал беглых крепостных.
Дворец почти сразу понравился горожанам и получил прозвище «московского палаццо». Первой стихией для «замка» стал огонь. Он пострадал от пожара 1812 года, но был отреставрирован за казенный счет. Потом снова пришел в упадок и уже в таком виде был приобретен Московским университетом. В свое время здесь располагался Румянцевский музей, которым руководил отец поэтессы Марины Цветаевой, основатель Музея изящных искусств на Волхонке Иван Цветаев. Когда по ряду причин он лишился этой должности, то до конца своей жизни называл это место «музеем, из которого меня выгнали».
Главным читателем размещенной здесь Румянцевской библиотеки, несомненно, назывался Владимир Ленин, хотя он заходил сюда всего несколько раз. Этих немногочисленных визитов хватило, чтобы сложилось впечатление, что Владимир Ильич проводил здесь дни и ночи.
Уже в 1988 году библиотека полностью переехала в новое здание, потому как палаццо снова стало аварийным объектом. Теперь же после долгой и сложной реставрации можно осмотреть знаменитое здание изнутри.
В подготовке публикации использована информация издания «От Боровицкой до Пушкинской площади. Москва, которой нет. Путеводитель».