Стоит оказаться в Париже, как появляется ощущение: дома! Несмотря на флер романтики от кутюр, каштанов и богемы, Париж очень похож на Москву. Он так же многонационален, так же интересен, так же гостеприимен ко всем приезжим, так же загружен транспортом.
Само строение Парижа весьма напоминает московское, то же радиальное расположение улиц, становящихся шоссе, есть кольца бульваров, есть даже Бульвар Переферик, местный аналог нашего Третьего транспортного кольца. Автомобильные пробки тоже на уровне. По словам местных жителей, выехать из города в пятницу вечером – занятие крайне сложное, равно как и вернуться в воскресенье вечером. Час пик по-московски длинный – с 7.30 до 10.00 и с 17.30 до 19.30. В это время в метро и автобусах столько людей, что не на всякой остановке можно войти.
Тем не менее город как-то справляется. Многие парижане предпочитают не стоять в автомобильных пробках и не толкаться в подземке, а спокойно брать напрокат велосипед и ехать себе по зеленым бульварам. В Париже год назад появился новый вид общественного транспорта – велибы. Velib’ – это сплав двух слов velo и libre, велосипед и свобода. Стоянки этих серебристых велосипедов оригинального дизайна встречаются по всему городу. Нужно опустить монетку в специальный автомат, взять велосипед и ехать, куда глаза глядят. Сдать транспортное средство можно на любой другой стоянке. Такой способ передвижения обходится около 5 евро в неделю, поэтому очень популярен. Девушки в ярких красивых платьях скидывают туфли на каблуках, подвязывают длинные шифоновые юбки и мчатся по улицам Парижа, где, кстати, есть специальная велополоса.
Правда, сравнивать дисциплинированность парижан с берлинской не стоит. Тут можно увидеть автомобиль, который переезжает «зебру», когда для пешеходов горит зеленый свет. Но он совершенно точно остановится, как только кто-то ступит с тротуара на мостовую, и пропустит, даже если пешеход нарушает правила.
Парижское метро считается одним из самых обширных в мире. Подземку открыли в 1900 году, к очередной выставке. Старые станции отличаются минимальным убранством – односводчатый потолок, два пути посередине и по краям два перрона, стены выложены плиткой. Правда, по стенам висят стенды со старинными фотографиями, например, можно посмотреть, как выглядела станция Шанз-Элезе-Клемансо во время потопа, приключившегося в Париже в 1901 году. А потом нужно поднять глаза и понять, что это абсолютно та же самая станция, указатели только изменились. Самая современная ветка городской подземки автоматическая, машинистов там нет, а дизайн станций очень футуристичен. Пути здесь закрыты стеклянными стенами, поэтому упасть на них просто невозможно. Кстати, это единственная линия в Париже, по которой ходят поезда, автоматически открывающие двери на станциях. Во всех остальных вагонах перед выходом нужно нажать кнопку или дернуть ручку, иначе так и придется стоять перед закрытыми дверьми.
По карте система парижского метро кажется ужасной – многие линии раздваиваются, где-то поезд останавливается только в одну сторону. Перегоны просто смехотворны, если вспоминать Москву. На некоторых станциях можно стоять на платформе и видеть через туннель платформу следующей, зато в городе сложно найти место, куда бы не дошла подземка. В совсем отдаленные пригороды идут городские электрички, RER. У них перегоны больше, маршруты длиннее, а вот билеты действуют те же самые. Парижские аэропорты тоже соединены с центром города электричками, так что можно не тратиться на такси.
Ночью система общественного транспорта Парижа RATP тоже предлагает альтернативу такси. Это автобусы Noctilien, то есть попросту ночные. Они курсируют между шестью вокзалами города и идут в аэропорты.
Автобусами и трамваями пользуются, чтобы перемещаться внутри кварталов, потому что маршруты их слишком тщательно покрывают каждый район, чтобы перемещаться на большие расстояния, на метро быстрее.
Правда, многие парижане недовольны транспортной политикой властей. Они считают, что бесконечные работы по усовершенствованию сети дорог никогда уже не закончатся. Но те, кто всегда жалуется, есть везде.
Париж–Москва
Читайте сегодня в НГ специальный подбор материалов о работе городского транспорта:
- Подземная толкучка. Несмотря на строительство новых станций, метро продолжает задыхаться
- Метро в Японии: за 1,5 часа перевозит 7,5 млн. пассажиров
- Стратегия разгрузки. В концепции развития транспортной сети Москвы предусмотрены строительство хорд и трасс-дублеров
- В опоздании не виновен. Жители сами виноваты в неудобствах, в которых обвиняют городской транспорт
- В Лондоне делают ставку на экологию и трезвость. Британский городской транспорт последние два года признавался лучшим в мире
- Метро круглосуточно. В Нью-Йорке одна из самых развитых систем городского транспорта в стране
- Паром и автобус едины. Берлин оправдывает все ожидания путешественника