Лондон, как и Москва, притягивает невероятное количество людей, поэтому нагрузка на городскую транспортную систему постоянно растет вместе с ритмом жизни и количеством лондонцев. Тем не менее пока британский городской транспорт последние два года признавался лучшим в мире согласно опросу 2000 путешественников на сайте TripAdvisor.
Первое, с чем ассоциируется Лондон, – двухэтажные красные автобусы double-deckers. С 2000 года успешно действуют современные экологичные трамвайные линии Tramlink. Метро Лондона – Tube (в переводе с англ. труба. – «НГ») – хотя и недешевое удовольствие (цена проезда в зависимости от зоны составляет в среднем 4–6 фунтов) – ежедневно перевозит свыше 3 млн. человек. Выучить наизусть схему лондонской подземки практически невозможно, линий всего 11, как в Москве, а станций не в пример больше – 268. Часть линий метро закрыта, некоторые из них уже облюбованы киношниками, особенно знаменитая «Альдвич», интерьеры которой можно увидеть в десятках фильмов. Год назад в рамках проекта Overground железнодорожная сеть постепенно начала охватывать 20 из 33 районов Большого Лондона, заменив подземку там, где ее нет, и вместе с метро составит к 2012 году единый комплекс городского скоростного транспорта, подобно тому, как это сделано в Берлине или Париже. Линии легкой железной дороги DLR уже вплетены в систему метрополитена. Что забавно, посидеть в кабине машиниста на этих ветках может каждый: поезд полностью автоматизирован и машиниста как такового нет. Правда, сбои в работе лондонского метрополитена происходят все чаще и чаще, парализуя город.
Лондонцам повезло: общественный транспорт работает круглосуточно. Ночные маршруты автобусов дублируют метро, но в любой момент взмахом руки можно остановить на улице знаменитый черный лондонский кеб.
В октябре 2007 года Лондон возглавил список самых медленных городов Европы. Власти пытаются бороться с пробками, проводя агрессивную политику отказа от личного транспорта. Так, в 2003 году в Лондоне введена плата за въезд в центр города (8 фунтов), количество парковок намеренно сокращается, а штраф за парковку в неположенном месте неизбежен.
Результаты уже ощущаются, но решенной проблему считать нельзя, тем более что город уже вовсю готовится к Олимпиаде-2012, а это создаст дополнительные транспортные трудности. Планируется, что на время проведения соревнований участники и зрители смогут воспользоваться лишь общественным транспортом или велосипедами. Государственные деятели уже сейчас подают пример лондонцам, пересаживаясь на велосипеды. Более того, на нескольких ключевых магистралях Лондона одна из полос на два месяца будет выделена исключительно для спортсменов, официальных лиц, представителей прессы. Из первоначального проекта даже были исключены проекты по строительству двух крупных парковок, чтобы удержать граждан от использования автомобилей. Так организаторы Игр планируют опробовать новую систему транспортного планирования, которая затем будет использоваться при проведении всех крупных культурных и спортивных мероприятий, а сама Олимпиада должна запомниться как самая «зеленая». Вероятно, запрет на употребление алкоголя в общественном транспорте, уже пять дней действующий в Лондоне (введен с 1 июня), тоже направлен на «оздоровление» атмосферы.
Лондон
Читайте сегодня в НГ специальный подбор материалов о работе городского транспорта:
- Подземная толкучка. Несмотря на строительство новых станций, метро продолжает задыхаться
- Метро в Японии: за 1,5 часа перевозит 7,5 млн. пассажиров
- Стратегия разгрузки. В концепции развития транспортной сети Москвы предусмотрены строительство хорд и трасс-дублеров
- В опоздании не виновен. Жители сами виноваты в неудобствах, в которых обвиняют городской транспорт
- Метро круглосуточно. В Нью-Йорке одна из самых развитых систем городского транспорта в стране
- Паром и автобус едины. Берлин оправдывает все ожидания путешественника
- Почти как дома. Несмотря на флер романтики от кутюр, каштанов и богемы, Париж очень похож на Москву