Берлин оправдывает все ожидания путешественника. Только в этом городе можно увидеть в пять утра на абсолютно пустой и темной улице велосипедиста, который ждет, стоя на велосипедной дорожке, когда загорится зеленый свет. Естественно, на его велосипеде включены фара и все полагающиеся стоп-сигналы, а на голове шлем.
Здесь каждый вид транспорта имеет свою букву. «M» – это не метро, а автобус. Большие машины демонстрируют чудеса гидравлического искусства, опускаясь на правый борт на каждой остановке – чтобы проще было войти пассажирам с багажом. Приходят автобусы строго по расписанию, естественно, каждую станцию объявляет диктор.
«S» и «U» – поезда. Безумно хочется сказать «метро», но это неправильно. Официально в Берлине две транспортные системы – S-Bahn (скоростная дорога, аналог нашей электрички, но не стоит путать эту систему с берлинскими пригородными поездами) и U-Bahn (подземная дорога, собственно, метро). Перемещаясь по городу, этого не замечаешь. И у S-Bahn, и у U-Bahn есть и надземные, и подземные участки. Через одни и те же станции может проходить до трех линий подземки и «надземки». На табло над платформой появляются сообщения, сколько ждать нужного вам поезда. Схемы и указатели есть везде, так что заблудиться не так просто. Если смотреть на схему линий, пытаться разобраться, где проходит S-Bahn, а где U-Bahn, то кажется, что выжить в берлинском метро невозможно. Турникетов нет, касс тоже нет. Только ярко-желтые терминалы, которые продают билетики за наличные или по банковской карте. Тут главное – правильно выбрать зону. Всего их три – A, B и C. Стоимость разнится. Вполне можно ездить и зайцем, но штрафы в Берлине высоки, а контролеры наводят ужас, входя в вагон и выкрикивая не требующее перевода: «Аусвайс контроль!»
До 1989 года в берлинском метро встречались и пограничники. В 1961 году город разделила стена, коснулись печальные события и S-Bahn и U-Bahn. Линии, идущие через город с запада на восток, были разделены. Те, кто посещал Берлин в те времена, могут помнить, как поезда с территории западного Берлина проходили через станции на территории Восточного, как на перронах стояли сурового вида пограничники с овчарками.
Сейчас система опять едина, правда, на части старых линий могут эксплуатироваться только специальные узкие вагоны, в то время как большинство веток Берлинского метрополитена построено уже по технологии ширококолейных. Разница заметна в час пик, когда в маленький вагончик не могут попасть все желающие. Зато ездить на общественном транспорте в Берлине можно круглосуточно, работают не все маршруты автобусов и метро, только дежурные, но проложить свой путь можно.
Есть еще скоростные трамваи и речные паромы, которыми пользуются берлинцы, живущие на окраинах. Важно, что весь берлинский транспорт объединен в единую систему, где действует один билет и на метро, и на электричку, и на автобус.
Четко выверенная система редко дает сбои. Пробок фактически не видно, попавших в аварию машин – тоже. Тихо и спокойно. Такси здесь не любят – да и нужды особой в них нет. Даже респектабельные бизнесмены не гнушаются воспользоваться подземкой или сесть на велосипед, положив сумку с ноутбуком в корзинку на багажнике. Приезжие побаиваются берлинских велосипедистов, хоть те и не покидают велодорожку, самую правую полосу на дороге или улице. Можно перепутать ее с тротуаром и попасть под колеса. Своя полоса есть и у автобусов. Никому из автомобилистов даже в голову не приходит воспользоваться этой территорией.
Берлин–Москва
Читайте сегодня в НГ специальный подбор материалов о работе городского транспорта:
- Подземная толкучка. Несмотря на строительство новых станций, метро продолжает задыхаться
- Метро в Японии: за 1,5 часа перевозит 7,5 млн. пассажиров
- Стратегия разгрузки. В концепции развития транспортной сети Москвы предусмотрены строительство хорд и трасс-дублеров
- В опоздании не виновен. Жители сами виноваты в неудобствах, в которых обвиняют городской транспорт
- В Лондоне делают ставку на экологию и трезвость. Британский городской транспорт последние два года признавался лучшим в мире
- Метро круглосуточно. В Нью-Йорке одна из самых развитых систем городского транспорта в стране
- Почти как дома. Несмотря на флер романтики от кутюр, каштанов и богемы, Париж очень похож на Москву