Уже сейчас среднее время проезда по Москве в полтора раза превышает нормативные сорок минут. Пропускная способность улиц снизилась до 70%, а количество уличной сети в два раза ниже нормативной. Концепция развития транспортной сети предусматривает решение этих проблем при помощи расширения вылетных магистралей, строительства хорд и дублеров, организации движения скоростного общественного транспорта.
На заседании правительства Москвы 3 июня обсуждалась концепция комплексной программы развития транспортной системы города Москвы. Все пункты которой будут перенесены в целевые программы и станут прямым руководством к действию. В стратегии развития отразились все транспортные идеи, которые обсуждались не один год, – и строительство хорд, и строительство трасс-дублеров. В том числе и дублеров железнодорожных путей. По словам мэра города Лужкова, сейчас рассматривается проект строительства трасс над линиями электропередачи, которые будут переносить под землю.
Глава городского департамента транспорта и связи Леонид Липсиц заявил, что ситуация с транспортом в городе неблагоприятная – скорость транспортных потоков как общественного, так и личного транспорта уменьшается. Норматив по поездкам составляет примерно 40 минут. А реальное среднее время поездки сейчас составляет 65 минут – то есть превышает норматив в полтора раза. В целом городской общественный транспорт за год перевозит 10 млрд. человек, наземный общественный транспорт – 4,9 млрд., метро – 2,6 млрд. пассажиров в год. При этом за последнее десятилетие число выходов из графика движения на срок более 30 минут на наземном транспорте возросло в 10 раз. А наполняемость салонов превышает норму в полтора раза.
Проблема в возросшем количестве автопарка. С 1990 по 2007 год оно возросло в 3,3 раза и составило 3,3 млн. машин. А протяженность уличной сети сильно отстает от таких темпов и ниже нормативной в два раза – 1,31 тыс. км. Сейчас транспортная сеть обеспечивает пропуск всего лишь 70% транспортного потока. Проблема во многом в вылетных магистралях – при выезде из Москвы в область по каждому направлению не хватает от трех до семи полос движения. При этом в час пик между Москвой и областью перемещается 465 тыс. человек в час. При расширении и реконструкции вылетных магистралей будут обращаться в правительство страны за финансированием – большинство этих трасс федеральные.
Концепция развития транспортной системы предусматривает развитие различных скоростных видов транспорта: скоростного трамвая и городского такси. Липсиц заявил, что метрополитен протянут за МКАД – к аэропортам, в крупные жилые районы. Количество грузовиков будут сокращать вдвое – с 270 тыс. до 135 тыс. Будут разрабатывать механизмы управления пассажирскими и грузовыми перевозками. Железнодорожные грузовые перевозки будут выводиться из города, таможенные терминалы тоже. Это позволит увеличить пропускную способность железнодорожного пассажирского транспорта, упавшую за последнее время почти вдвое.
Мэр Москвы Юрий Лужков возмутился застройкой районов возле МКАД и сказал, что это обесценило саму идею строительства дороги – из объездной она превратилась в улицу, и движение осложняется въезжающими-выезжающими из магазинов. Решить часть проблем, по мнению градоначальника, может строительство крупных объездных дорог в 90 км от Москвы – тогда МКАД перестанут использовать для транзита. Также придумают меры, которые бы сделали привлекательным выбор малолитражек и увеличили количество пассажиров в салоне. Какие это меры будут – пока неизвестно. Однако власти обещают, что положения концепции будут обсуждаться с общественными транспортными организациями.
Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза, считает, что при формировнии транспортной концепции, нужно определиться со стандартами транспортного обслуживания: «Это большая научная работа. Какие критерии выбрать в качестве стандартов? Это может быть максимальный интервал движения транспорта в час пик и в обычное время. Норматив заполняемости подвижного состава. Температура в салоне летом и зимой. Стандарты для транспортной инфраструктуры. Какой длины должны быть фронты посадки на остановках городского транспорта? Ведь когда их проектировали и строили – был только одни перевозчик, а сейчас их 80. На все это должны быть стандарты, отвечающие современному уровню развития транспорта в городе, и, возможно, закрепленные на законодательном уровне. Вот тогда можно строить реальные прогнозы. Сколько и где будет пассажиров. Какой тип подвижного состава покупать выгоднее. И будем знать, сколько к тому же 2015 году, до которого идет планирование, потребуется новых дорог, автобусов и транспортной инфраструктуры.
Читайте сегодня в НГ специальный подбор материалов о работе городского транспорта:
- Подземная толкучка. Несмотря на строительство новых станций, метро продолжает задыхаться
- Метро в Японии: за 1,5 часа перевозит 7,5 млн. пассажиров
- В опоздании не виновен. Жители сами виноваты в неудобствах, в которых обвиняют городской транспорт
- В Лондоне делают ставку на экологию и трезвость. Британский городской транспорт последние два года признавался лучшим в мире
- Метро круглосуточно. В Нью-Йорке одна из самых развитых систем городского транспорта в стране
- Паром и автобус едины. Берлин оправдывает все ожидания путешественника
- Почти как дома. Несмотря на флер романтики от кутюр, каштанов и богемы, Париж очень похож на Москву