0
1580
Газета IN MEMORIAM Интернет-версия

01.04.2013 00:01:00

Надоело воевать…

Тэги: валерий золотухин, некролог


валерий золотухин, некролог

Гражданская панихида в Театре на Таганке по актеру Валерию Золотухину, который скончался в субботу в Москве на 72-м году жизни, будет длиться во вторник девять часов – начиная с полудня и до 21.00. А похоронят актера, согласно его завещанию, в селе Быстрый Исток Алтайского края в пятницу. Рядом с храмом, восстановленным в том числе и на деньги Валерия Золотухина.
Со смертью актера клубок неразрешимых вопросов вокруг Театра на Таганке запутался еще крепче... Но эти мысли отступают в сторону перед человеческой трагедией. Смерть Золотухина – смерть трагического героя, он делал то, чего не сделать не мог, и тем неизбежнее приближал смертельную развязку.
А как иначе могла сложиться судьба человека, который принес счастье своего рождения 21 июня 1941 года, а на следующий день, ранним утром разразилась война?..
В площадном театре Юрия Петровича Любимова он – достаточно пробежать глазами список сыгранных им ролей – был alter ego режиссера: водонос в самом первом, дебютном спектакле, «Добром человеке из Сезуана» 1964 года, потом – оратор и еще чуть меньше десятка ролей в «Десяти днях, которые потрясли мир», дальше – Пушкин в «Товарищ, верь!», лирический Маяковский – в «Послушайте!», потом, уже после возвращения Любимова в СССР, – Дон Гуан и Фауст в «Маленьких трагедиях», но главное – Любимов ведь остался в Европе, отказался возвращаться в Москву, когда ему разом запретили играть сразу три спектакля, первый из них был «Живой» по Борису Можаеву, где главную роль – Федора Кузькина – сыграл Золотухин.
Золотухин ведь не был щукинцем, из курса которого и сложился костяк любимовской Таганки, и «Добрый человек...» был дипломным спектаклем. Золотухин окончил
ГИТИС и до прихода на Таганку успел год оттрубить в Театре имени Моссовета, но Любимов призвал его, и Золотухин нашел на Таганке свое театральное счастье.
Кстати, в «Маленьких трагедиях» еще до театра он успел сыграть в кино у Михаила Швейцера, который Золотухину предложил сыграть Моцарта. Его роль! Золотухин ведь был национальным героем, точно из сказок русских – этакий Иван-дурак, самый умный в сказке. И Моцарт пушкинский – конечно, такой же, русский, шалопай, простодушный, добрый, талантливый. Настоящий. Золотухин тоже таким был – и себе на уме, как положено быть Ивану из русских сказок, и добрым, и с чувством ответственности, которое не позволяет Ивану спать, если поручено ему стеречь то ли поле, то ли тайну какую... Он и театр – когда ушел Любимов – возглавил скорее всего из этого самого чувства ответственности: если не я, то кто же, кто же, если не я... Это не было предательством учителя – просто он не мог оставить тех, с кем прожита была жизнь, а Любимову... Любимову все они не вдруг, конечно, но постепенно разонравились и перестали быть интересны. Тоже – трагедия.
Бумбараш – конечно, из главных его ролей в кино. Хотя кинобиография Золотухина весьма богата хорошими, запоминающимися и – любимыми ролями. «Хозяин тайги», «Интервенция», «Чародеи»... Небольшие роли в «Утомленных солнцем-2» и «Мастере и Маргарите» – из запоминающихся, важных, и всегда он очень точно и чутко передавал время, эпоху – может, именно потому, что каждый раз это были разные повороты национального типа, характера, устойчивого во все времена.
Встав у руля Таганки, он попытался, сохраняя любимовское наследие, нащупать какой-то новый путь. Пригласил Занусси, Сергея Федотова, Владимира Мирзоева. Продвигался на ощупь, поскольку стратегом он был едва ли.
Последняя его роль в театре – Отца в спектакле Светланы Враговой «Счастливое событие» в театре «Модернъ», играть начал еще до того, как случился конфликт на Таганке, но, получив новое назначение, как верный человек, роль не бросил. Последний раз сыграл в конце декабря прошлого года, в какой-то момент запнулся – там был период минут на 10–15 сложнейшего текста. Это был первый и, судя по всему, уже поздний знак серьезной болезни. А роль, эта роль во многом – задним числом это только сейчас понимаешь – описывала судьбу Таганки: старик-отец держит в ежовых рукавицах весь дом, давно женатому сыну не дает заводить потомство, поскольку, по его разумению, новое поколение поставит крест, обнулит и его существование. Человек, который пытается остановить течение времени, одинокий борец с земным притяжением.         
    «НГ»

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1276
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
809
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1544
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1494

Другие новости