Скончалась Ирина Масленникова. Ей было 94 года. Потрясающей силы женщина: последние годы, даже месяцы она вела активную жизнь, давала интервью, посещала концерты и спектакли в Камерном театре имени Бориса Покровского, даже выступала с воспоминаниями – на вечере памяти мужа. Только последние дни провела в больнице – инфаркт.
Она пришла в Большой во время войны – можно сказать, с улицы. Начинающая певица из Киева сумела пробраться на прием к директору театра, напросилась на прослушивание. Самуил Самосуд, присутствовавший при разговоре, согласился, и почти на два десятка лет в Большом воцарился магический, незабываемый – как вспоминали ее современники – голос Масленниковой. Как давно это было, ведь она застала еще легендарную Барсову!
Ей сразу же доверили ведущие партии, в ее партнерах были ведущие солисты: один – влюбился и стал мужем, Сергей Лемешев. Она не любила разговоров о личной жизни. Год назад в телефонном разговоре с корреспондентом «НГ» предупредила, что терпеть не может вопросов о том, как она познакомилась с одним, а затем и с другим своим мужем. Другим, кстати, стал Борис Покровский: на смену звезде сцены пришел светоч режиссуры. Правда, затем сама же и ответила: «Как мы еще могли встретиться? На репетиции! В театре».
В театре – или шире, в музыке, была вся ее жизнь. Она ушла из Большого в 1960-м и почти полвека преподавала: в ГИТИСе, в консерватории, в Центре оперного пения Галины Вишневской. Нам же остаются великолепные, эталонные записи – Снегурочка, Мими, Джульетта, Панночка (с Лемешевым), Джильда (с Козловским), Микаэла (с Марио дель Монако). И ее ученицы – на лучших оперных сценах.
«НГ»