Вчерашний капустник в Доме актера отменили. Это понятно – на открытие сезона приходили все, а Марина Голуб была из тех, кто создавал эту праздничную, бодрую, шумную атмосферу актерского братания, радости по поводу друг друга. «Спасибо за понимание», – написано в домактеровских письмах, разосланных в срочном порядке.
Марина Голуб не с первого раза поступила в Школу-студию МХАТ, а когда окончила – пошла не в театр, долго работала на эстраде, на телевидении вела программу про частушки, работала в театре «Шалом». Из «Шалома» рвануть в МХТ – парабола посложнее, чем, например, попасть в тот же МХТ из какого-нибудь главного провинциального театра. Она сумела. Хотя между этими крайними точками ее биографии был еще очень важный – и для нее, и для него – период сотрудничества с Кириллом Серебренниковым. Он еще не завоевал столичные подмостки, она – на эстраде, в театре «Шалом», и ведет программу «Эх, Семеновна!», конечно, популярная, но – этой своей известностью не удовлетворенная, поскольку всегда ей хотелось доказать свое право на роли драматические и трагические. И Серебренников дал ей такую роль в «Пластилине», первом и взлетном своем спектакле. Слов у нее было немного, но роль была – одна из главных, она приковывала к себе, выходя на сцену, тут же становилась центром происходящего. На протяжении какого-то времени, можно сказать, Голуб оставалась музой Серебренникова, они, было видно, понимали друг друга, знали, что хотят сказать.
В МХТ она пришла ровно 10 лет назад, сыграла в «Изображая жертву» братьев Пресняковых, и наконец – то, ради чего, наверное, и важно было ей попасть именно в МХТ. Гертруда в «Гамлете» Юрия Бутусова, Васса Железнова – в спектакле Льва Эренбурга... Главные женские роли, в которых – одна трагедия, все, что только может выпасть на долю женщины, причем женщины сильной.
Она сама была такой – сильной русской женщиной.
Деталь, но замечательная: трудно поступавшая в театральный, она много лет спустя выбирала кого-нибудь и бесплатно готовила к поступлению – требования ей были хорошо известны, те самые требования, которым когда-то не соответствовала и которые далеко не всегда учитывают талант, способности и т.д.
В одном интервью она рассказала, как поначалу лихачила за рулем, а потом, после нескольких неприятных историй, стала осторожнее. Дом за городом, который она сама построила и организовала на свой вкус и лад, – жить там без таких ежедневных дальних дорог невозможно. А тут ее машина, говорят, ремонтировалась, она поймала частника, который к тому же и прав был лишен, хотя в ДТП виноват был не он. Да так ли все это важно? Такая нелепая и несправедливая смерть человека, актрисы, которая так часто меняла мир вокруг нас к лучшему.
«НГ»