Советское – образ жизни, особенности сознания – было главным предметом изучения Черных.
Фото PhotoXPress.ru
В понедельник вечером пришла печальная новость: на 78-м году жизни умер Валентин Черных – кинодраматург, профессор ВГИКа. Автор сценариев к таким фильмам-хитам, как «Москва слезам не верит», «Выйти замуж за капитана», «Любить по-русски».
Многие в профессиональной среде (особенно, конечно, кинокритики) относились к Черных с несколько высокомерной иронией – он, мол, пишет истории про и для «крашеных блондинок 36 лет», и пользуются эти его истории популярностью среди зрителя непритязательного. Но все те, кто прошел через его многочисленные мастерские во ВГИКе (где преподавал он с 1981 года), за Черных горой: он прежде всего профессионал, и отучиться на его курсе значит получить «товарный знак», которому доверяют по определению.
Валентин Константинович и сам знал, что его многие недолюбливают, но относился к этому с юмором и уж тем более никогда по этому поводу не переживал, не метался в попытках быть хорошим для всех. Черных был самодостаточной личностью и даже внешней повадкой выделялся в шумном цеху – не суетился, говорил тихо, смотрел в глаза – и очень пристально, неуклончиво.
В профессию он пришел не рано, за плечами уже были разные этапы школы жизни. Родился он во Пскове, в семье военного и учительницы, окончил ФЗУ, работал сборщиком на судостроительном заводе, литсотрудником в газетах, и только в 1967 году окончил сценарный факультет ВГИКа. Действительно, нет среди тех фильмов, что сняты по его сценариям, историй замороченных, нет, как бы мы сейчас сказали, крутого артхауса. И правда знал он, как никто другой, психологию среднестатистической советской женщины.
Вообще, советское – образ жизни, особенности сознания – было главным предметом изучения Черных (но отнюдь не предметом личной страсти, как обманчиво думают некоторые его критики!). После «Москвы», не верящей слезам, был тихий, но тоже очень важный в определении типа «гомо советикус» «Культпоход в театр», снятый Валерием Рубинчиком, потом, в бурные перестроечные годы, – «Выйти замуж за капитана» Виталия Мельникова, «Любовь с привилегиями» Владимира Кучинского. А эпопея «Любить по-русски», над которой работал Черных с Евгением Матвеевым, – это ли не оригинальнейшая фиксация постсоветского синдрома?!
Главной же вершиной драматурга Черных в нулевые годы стал сценарий к парадоксальной военной драме «Свои», снятой Дмитрием Месхиевым в 2004-м. Множество призов получила команда картины в тот год, и из них сегодня стоит особо выделить «Нику» и «Золотого орла» за лучший сценарий и «Серебряного Георгия» Московского кинофестиваля недавно ушедшему Богдану Ступке – в картине Черных и Месхиева он, по общему признанию, сыграл одну из лучших ролей в своей яркой карьере. Основательность и масштаб, комплексность исторического видения позволили Черных освоиться в жанре телесериала и тут доказать крепость мастерства. Он работал с Андреем Эшпаем над экранизацией романа Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», с Сергеем Снежкиным над рейтинговым байопиком «Брежнев».
Уход Валентина Черных, безусловно, большая потеря и для нашего кино, и для кинопедагогики.
«НГ»