НА СТРАННЫХ ВОЛНАХ
Джонатан Кэрролл. Кости Луны: Роман. - М.: Махаон, 2002, 288 с.
Джонатан Кэрролл. Дитя в небе: Роман. - М.: Махаон, 2002, 354 с.
Джонатан Кэрролл. За стенами собачьего музея: Роман. - М.: Махаон, 2002, 354 с.
Несмотря на то что первые годы своей жизни Джонатан Кэрролл провел в Соединенных Штатах Америки, он европеец до мозга костей. И книги у него такие же. Здесь, в Европе, он впервые получил признание читателей, здесь ему были вручены первые литературные премии - и это, в общем-то, закономерно. Герои американского романа, как правило, энергичны и деятельны, даже если их деятельность носит хаотический, бессмысленный характер. Существуют рыбы, которые обязаны постоянно находиться в движении, чтобы не задохнуться, - и эти персонажи им сродни. Люди, о которых пишет Кэрролл, принадлежат к совсем иной породе. Омываемые солеными волнами коллективного бессознательного, они дрейфуют по воле волн и подводных течений, без руля и ветрил, принимая странные сюрпризы судьбы без смирения, но спокойно, как должное.
На сегодняшний день в России издано три романа из известнейшего цикла писателя: "Кости Луны", "Дитя в небе" и "За стенами собачьего музея". Связь между ними скорее ассоциативная, чем последовательно-логическая, хотя многие герои знакомы друг с другом, а отдельные сюжетные линии тянутся из книги в книгу. Тот, кто читал один из этих романов, легко может представить, что ждет его в следующих. Непрерывная череда архетипов: нерожденный ребенок, гениальный режиссер и актер фильмов ужасов, после смерти обретающий в глазах окружающих черты собственного создания, Вавилонская башня, угадывающаяся в абрисах суперсовременного здания, возводимого на деньги чудаковатого шейха безумным американским архитектором... Увлекательное блуждание по лабиринту, где каждая стена - произведение искусства, а каждый поворот манит очередным маленьким откровением. При этом проза Кэрролла остается ироничной и афористичной - еще одна характерная черта современной европейской литературы. О происхождении же многочисленных цитат (частью реальных, частью вымышленных), которыми Кэрролл обильно уснащает свои тексты, читатель сможет узнать из объемистых комментариев, которыми снабжен каждый из томов.
ВСЛЕД ЗА ВЕТРОМ
Дмитрий Григорьев. Господин Ветер: Роман. - СПб.: Амфора, 2002, 336 с.
Персонажи этой книги - Люди Радуги, Вольные Путешественники, бескорыстные рыцари Дороги, для которых Путь сам по себе главная жизненная цель и ценность. Вечные бродяги, шагающие с рюкзаком за плечами вдоль скоростных шоссе и автострад, по обочинам проселочных дорог и караванных троп - туда, куда дует ветер. Вопрос о принадлежности к определенной социальной группе волнует главного героя, Кристофера, в последнюю очередь. Среди его друзей и спутников люди самых разных национальностей, веры, политических убеждений. Как митек, он "не хочет никого победить", как реликтовый хиппи - предпочитает "заниматься любовью, а не войной", как мистик-самоучка - видит отчетливые знаки судьбы во всем, что ждет его на пути. Сюжет "Господина Ветра" словно извилистая дорога с многочисленными привалами. Временами роман делает крен в сторону приключенческой прозы, временами - в сторону "магического реализма" питерского разлива, но трасса закладывает новый поворот, и очередной оазис скрывается за тучей пыли, поднятой случайным "КамАЗом", подобравшим нашего героя... Авторские же отступления (всего двадцать четыре штуки), умело вплетенные в ткань повествования, ярки, поучительны и зачастую основаны на реальных событиях, свидетелем, а то и участником которых был сам Дмитрий Григорьев.
Так искренне, светло и лирично о "чудных волосатиках", которых сегодня запросто можно встретить в Свердловске, а завтра в Алма-Ате, мог написать либо неофит, только что влившийся в ряды Людей Радуги и очарованный новизной ощущений, либо, как в нашем случае, человек, с ностальгией вглядывающийся в прошлое. Плохо это или хорошо, но эпоха ушла. Нынешние профессиональные стопщики - совсем другие люди: суровые, состоятельные, технически грамотные, при мобильниках и ноутбуках, и книга о них пока еще ждет своего часа.
Василий Владимирский