0
3242
Газета Проза, периодика Интернет-версия

27.07.2017 00:01:00

Прощание с молодостью

Максим Артемьев

Об авторе: Максим Анатольевич Артемьев – историк, журналист.

Тэги: проза, публицистика, россия, деревня, иван бунин


проза, публицистика, россия, деревня, иван бунин Россия. Все нормально. Фото Владимира Захарина

Новый сборник Сенчина «Срыв: проза жизни» содержит как вещи, уже известные читателю, так и новые. Начинается он с «Елтышевых» – романа, принесшего Роману известность. Сенчин печатался к 2009 году – времени издания «Елтышевых» в столичных толстых журналах уже лет 13, но до них он проходил по разряду чернушного бытоописания. Сперва над ним посмеивались, многие возмущались его героями – неудачниками и циниками, затем его печатали просто как добротного ремесленника, и лишь этот роман стал для писателя пропуском в большую литературу.

Сенчина признали, похвалили, чуть было не наградили. О «Елтышевых» отписались ведущие критики, и прозаик получил статус современного классика, впрочем, больше известного в литературной тусовке. Следующий роман – «Информация», на мой взгляд, написанный лучше, такого интереса уже не вызвал (как и «Зона затопления»). Так что успех «Елтышевых» скорее имел привкус сенсации и случайности. То ли писатель попал в тренд, то ли по неведомым законам писательской раскрутки ему просто повезло, но роман вызвал немало шума, порожденного не только и не столько литературными достоинствами, сколько внелитературными обстоятельствами.

Но, повторюсь, шумиха эта была полезна, ибо привлекла внимание и публики, и критики к таланту Сенчина и упрочила его положение в писательской среде, перевела из разряда «чернушника» и певца маргиналов и люмпенов в первые ряды русской словесности. Место, ныне им занимаемое, отчасти двусмысленное. Да, его признают и уважают, но вспоминают нечасто. Это не модный писатель, не поставщик произведений, способных нашуметь, породить дискуссии. Положение его можно сравнить с бунининским до революции. Как писал Вересаев: «Трагедией его писательской жизни было то, что он, несмотря на свой огромный талант, был известен только в узком кругу любителей литературы. Широкой популярности, какою пользовались, например, Горький, Леонид Андреев, Куприн, Бунин никогда не имел».

Отголоском непростого вхождения Сенчина в литературу предстает рассказ «Гаврилов» – своего рода портрет противника, не признававшего его дарования. Коллизия напоминает чем-то историю, встряхнувшую 15 лет назад немецкую литературу, когда Мартин Вальзер написал роман «Смерть критика» о Марселе Райх-Раницком, влиятельнейшей фигуре тамошней словесности. Но в России громкого скандала не случилось по случаю малого интереса публики к литературе.

Хотелось бы остановиться именно на рассказах и повестях сборника, часть из которых печаталась ранее, часть – появилась впервые. Сенчин – писатель, идущий в ногу со временем – своим и страны. Он начинал с произведений, главными героями которых были 25-летние, уставшие от жизни. Затем им стало по 30, и они вяло шевелились. Потом кое-кто из них к 35 годам приспособился к существованию.

26-13-11.jpg
Роман Сенчин. Срыв: проза жизни. –  М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017. –  608 с.

Теперь Сенчин пишет про поколение уже 45-летних. Герою повести «Срыв», одной из лучших в книге, именно столько. Трудно кратко сказать – о чем она. Наверное, об уходящей молодости – «на своем темени он с ужасом и отвращением обнаружил безобразные, неопрятные проплешины». Главный персонаж пытается бодриться, бросать вызов судьбе, влюбляется, но, конечно, глупо и безнадежно. Стоит заметить, что сюжет про любовное приключение командировочного вузовского преподавателя был уже у Сенчина во «Все нормально», но то, что в 40 лет являлось безобидной авантюрой, теперь, спустя несколько лет, уже рвет и опустошает душу.

«Дома» – рассказ публицистический, прямо берущий за рога «проклятые» вопросы современной жизни. Ведь Сенчин всегда конкретен и точно отражает текущие реалии. Посвященный непростым этническим и социокультурным тенденциям в его родной Туве («Русский мир снова скукоживается, как невыделанная шкура на печке»), рассказ сопрягает и день сегодняшний, и историю. Вот наблюдение из 80-х: «И в слове «коммунисты» слышалась неприкрытая враждебность, будто в родне шелестящих не было коммунистов, советских активистов, сами они в большинстве своем не состояли в молодости в комсомоле».

Но самым впечатляющим рассказом сборника предстает «Валерка» – своего рода очерк в традициях Успенских и Энгельгардта или «Писем из деревни» Фета, но далеко превосходящий их сочетанием художественности и трезвой публицистики. На примере одной загубленной жизни писатель создает впечатляющую картину самых разных процессов в сибирской деревне 90-х – демографических, социальных, экономических, культурных.

Вывод – «Немало появилось в начале 90-х людей в деревне, попытавшихся зажить в ней крепко и сытно, не боящихся работы. И кое-кто из местных, поверив, что теперь они хозяева своего благополучия, засучили рукава, а еще больше оказалось таких среди приезжих – вырванных обстоятельствами из города и вынужденных обустраиваться на земле… И те, и другие очень быстро выдохлись, сникли, погрузились в этот тяжелый, обессиливающий полусон, растворились в темной деревенской бедности» – так и хочется предъявить «реформаторам». Собрать бы вместе экономистов, политологов, социологов – пусть они прочитают «Валерку» и ответят на острые вопросы, которые так и встают со страниц рассказа.

Ну и, конечно, самое главное у Сенчина – наблюдения. Сотни мельчайших подробностей, подмеченных его острым глазом. «Деревенская жизнь не располагает к дружбе, доверительным разговорам, помощи. Все живут в своих оградах». «Целовались с чувством и мужчины друг с другом; Сергей Игоревич отметил: «Так не стесняются целоваться теперь только очень далеко от Москвы». «Взгляд был беспомощно-ищущий, неустойчивый. Он знал, что так вглядываются близорукие люди, попадающие в просторное помещение».

Сенчин старается быть всегда фотографически точным, и у него на огромную книгу лишь пара-тройка проколов, например, вместо KFC – KFS. Или что якобы дети коренных северных народов перестают учить русский язык, хотя в действительности они практически не знают родных наречий – о чем и переживают филологи, подобные его незадачливому герою.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1024
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
839
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
997
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
673

Другие новости