Елена Поддубская.
Возмездие за безумие, или Падение деонтологии личности: Роман. – М.: Вече, 2016. – 544 с. |
«Пишу, как слышу», – говорит о себе Елена Поддубская. Ее новый роман «Возмездие за безумие» – смесь детектива и семейной саги, что не мешает ему быть глубоко реалистическим произведением о представителях новорожденного российского среднего класса – подлинных героях нашего времени. Людях, которые зарабатывают достаточно много, чтобы ни в чем не нуждаться, но и не настолько много, чтобы вместе с деньгами нажить себе проблем…
Как показывает Поддубская, люди среднего достатка тоже не ангелы. У мужчин на уме алкоголь и азартные игры, у женщин – гламур, шопинг и фэншуй. С этим, конечно, можно жить, если знать меру и хоть иногда думать о других. Но в современной семье каждый тянет одеяло на себя, потому что женщина прочла в гламурном журнале, что она королева, а мужчина – по определению мужик. И пока родители выясняют, кто здесь главный, их дети растут без присмотра, превращаясь в чудовищ…
Стоит читателю привыкнуть к размеренному повествованию о житье-бытье двух семейств, как начинаются интриги, кражи, а затем – первая смерть. Полюбившиеся уже герои выбывают один за другим. И вроде бы понятно, что виноват во всем тот, кого меньше всего подозревают. Но Поддубская была бы плохим писателем, если бы все было так просто. И в финале делается вывод, что виноваты все. «Разрушая, они разрушались сами. Изменяя близким, изменяли себе. Крали у других и позволяли обкрадывать себя, обманывали и обманывались. Самонадеянность и лицемерие, зависть и жестокость, безволие и эгоизм и при этом полное отсутствие страха перед потерей близких – вот что вывело ситуацию из-под контроля, вот за что все они поплатились».
Не особо оригинальная мораль, даже наивная, но, как никогда, актуальная. И, к чести Поддубской, в излишнее морализаторство она не уходит. Главный козырь романа – живые, филигранно проработанные персонажи. Чета Уховых – хорошие, в сущности, люди, навсегда изуродованные бытовым жлобством. Их дети – не приспособленная к жизни истеричка Юля и с виду равнодушная ко всему Полин. Сюзанна, всезнающая подруга Гали Уховой. Супруги Ивановы – скромные люди, чья семейная жизнь испорчена пагубным пристрастием мужа, их бойкая приемная дочь Вера. Им всем хочется сочувствовать – не ведают бо, что творят.
В Викторе Ухове, когда-то сильном, а ныне надломленном жизнью мужчине, угадывается лидер полуразрушенного государства, уже не пытающийся удержать ускользающую из рук власть. Кстати, жанр романа автор определяет как политическую аллюзию. И в книге не сказано, где именно происходит действие. Нет ни названий страны и города, ни даже названия дензнаков, которые так усердно делят между собой персонажи. Сама собой приходит мысль, что книга аллегорически отражает политическую жизнь одной из соседних стран. Не зря же Виктор умирает не когда-нибудь, а именно 22 февраля…
И вновь все не так однозначно. Роман не привязан к сиюминутным событиям. Это попытка написать о том, что и через сто лет удет понятно. И попытка удачная.