0
4583
Газета Проза, периодика Интернет-версия

11.07.2013 00:01:00

История с человеческим лицом

Тэги: одиссей, альманах, годовщина


одиссей, альманах, годовщина

Одиссей: человек в истории: Предательство: опыт исторического анализа. 
– М.: Наука, 2012. – 518 с.

Вышел очередной выпуск альманаха «Одиссей». Это издание с полным правом можно назвать легендарным. Четверть века назад несколько талантливых историков, недовольных положением дел в советской гуманитарной науке, решили создать принципиально новый альманах, свободный и от безжизненного догматизма, и от узкоспециализированного подхода, и, главное, от сухой обезличенности манеры писать историю, господствовавшей в ту пору. «Отцы-основатели» издания (Арон Гуревич, Юрий Бессмертный, Леонид Баткин и др.) долго спорили о том, каким должен быть «Одиссей», выдвигая все новые требования. Статьям надлежало отвечать следующим критериям: быть сугубо научными, вместе с тем новаторскими и нетривиальными и при этом – понятными широкому кругу заинтересованных читателей; содержать глубокий теоретический пласт и при этом опираться на конкретный материал источника; быть свободными от идеологических клише, но при этом обязательно сохранять гражданскую позицию, приверженность к ценностям свободы и демократии; соблюдать верность лучшим традициям отечественной науки, но писаться так, чтобы на равных включиться в контекст мирового гуманитарного знания.
Такая задача казалась заведомо невыполнимой, и «отцы-основатели» это прекрасно понимали. Но они могли бы подписаться под известным афоризмом: «Бессмыслица – искать решение, если оно и так есть. Речь идет о том, как поступить с задачей, которая решения не имеет». Применительно к «Одиссею» этот парадокс Кристобаля Хунты оказался чрезвычайно продуктивным. Только немыслимо высоко подняв планку требований и поставив самые противоречивые задачи, «Одиссей» смог выполнить свою миссию.
Альманах задал особый методологический вектор, оставаясь подчеркнуто неметодологическим журналом. Ядро его редколлегии составляли историки, причем историки-медиевисты, однако он сумел выйти за рамки простых деклараций и наладить реальный междисциплинарный диалог с социологами, этнологами, филологами, фольклористами, философами, психологами. Среди его авторов были в основном люди, уже имевшие за плечами жизненный и исследовательский опыт, но востребован он был в первую очередь молодежью, жаждущей обновления российской науки.
«Одиссей» знакомил отечественного читателя с трудами корифеев западной науки, но относился к ним не как к гуру, а как к равноправным коллегам. Жак Легофф, Карло Гинцбург, Питер Берк, Эрнст Геллнер, Натали Земон Дэвис, Отто Герхард Эксле, Жан-Клод Шмидт, Роже Шартье, Ежи Топольский и Войцех Вжозек были друзьями или даже соавторами членов редколлегии, и их тексты, кстати, никто не освобождал от критики на заседаниях редколлегии.
23-6-2.jpg
Тема предательства имеет давнюю историю.
Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды.
Капелла дель Арена, Падуя, 1303-1306
Шли годы, менялись обстоятельства. Один за другим уходили те, кто стоял у основания «Одиссея». Новых методологических перспектив становилось не просто много, а слишком много. Заговорили о «конце парадигм», о распаде «больших нарративов» (а историческая антропология, путевку в жизнь которой дал именно «Одиссей», была таким нарративом).
Но, несмотря ни на что, «Одиссей» удачно прошел через все бури и сохранил свои позиции (достаточно взглянуть на столь часто поминаемый сегодня «импакт-фактор»). Все эти годы «Одиссей» обновлялся, искал новые формы, но сохранил главное – приверженность к жанру «истории с человеческим лицом», стремление сочетать то, что сочетается так трудно: высокий профессионализм эмпирического исследования с богатой и постоянно обновляемой теоретической базой. И в этом им помог фирменный «одисеевский» принцип диалога, дискуссии.
Уже давно утвердилось правило: гвоздем программы каждого выпуска становятся материалы специального дискуссионного круглого стола, организованного редакцией. Дискуссия давала заголовок всему выпуску. Вот лишь некоторые примеры: «Социальность, рожденная за пиршественным столом», «История в сослагательном наклонении?», «Рыцарство: реальность и воображаемое», «Пространство и время праздника», «Путешествие как историко-культурный феномен»…
Подобной главной темой последнего выпуска стали материалы круглого стола: «Предательство: опыт исторического анализа». Привлекая материал из истории разных стран, эпох, сословий и систем ценностей, авторы статей размышляют о том, как формировались, эволюционировали и функционировали представления о предательстве и измене, в каких отношениях они были с религиозными, правовыми, другими нормативными системами. Достаточно убедительно показано, что само понятие предательства отнюдь не было универсальным, а его семантическое поле в разные эпохи было весьма вариативным и отличным от современного значения.
Как и прежде, в выпуске альманаха есть статья, дающая неожиданный поворот – Кирилл Левинсон рассматривает становление стенографии в Германии. Эволюция массовых представлений об этой практике удачно вписана автором в контекст социально-политической истории.
На материалах из истории России написано исследование Юлии Игиной, лежащее в рамках хорошо разработанного и популярного в Европе направления изучения специфически средневековой формы воспоминания и памяти (так называемая memoria): «Memoria Лжедмитрия I как способ легитимации и манифестации его власти».
Как и в момент своего основания, альманах не замыкается в изучении далеких эпох. Читателя заинтересует социологическая рефлексия о переменах в общественном мнении и политической культуре России накануне и после выборов 2011–2012 годов. Борис Дубин анализирует возможные траектории развития социального возбуждения («Россия: quo vadis?»).
«Одиссей» всегда проявлял интерес к знаковым фигурам мировой исторической науки, которые, живи они в наше время, непременно стали бы авторами этого альманаха. В статьях Антонины Шаровой («Александр Николаевич Савин: неизвестная жизнь известного историка») и израильского медиевиста Гади Альгази («Отто Брунер – «конкретный порядок» и язык времени») портреты историков даны в контексте современной им противоречивой эпохи.
Альманах во многом изменился за четверть века, но все так же старается походить на древнегреческого путешественника, который, как объявлялось в самом первом выпуске, «связует разные цивилизации сквозной нитью, это путешествие каждого мотива и каждой формы, это сходство, повторяемость, инвариантность самых экзотических историко-культурных ситуаций. Одиссей – первый этнограф и антрополог, он побывал в неизведанных краях, втягиваемых его странствиями в ойкумену, освежающих культуру. Наконец, образ Одиссея – это символ неизвестности, надежды и выживания культуры вопреки всем неслыханным испытаниям, выпавшим на ее долю».
Итак, странствия «Одиссея» продолжаются.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1763
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2732
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2086
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2083

Другие новости