Михаил Сеславинский. Гирлянда из книг и картинок: Детское чтение в дореволюционной России. В 2 т. Т. 1.
– М.: Детская литература, 2011. – 256 с.
Михаил Сеславинский. Гирлянда из книг и картинок: Детское чтение в дореволюционной России. В 2 т. Т. 2.
– М.: Детская литература, 2011. – 512 с.
Нет смысла лишний раз говорить о том, что все самое важное в человеке складывается в его детстве. О том, как важно читать в нежном возрасте «нужные книги». О том, что для детей нужно писать так же, как для взрослых, только лучше… Но стоит снова и снова подчеркивать, что и издавать для детей нужно лучше, чем для взрослых. Потому что для ребенка книга – это отчасти игрушка. Она должна привлекать и увлекать. Она должна быть красивой.
Поэтому интересно и важно знакомиться с тем, каким было детское книгоиздание в дореволюционной России. Это можно было сделать прошедшей зимой в ЦДХ, когда в рамках ярмарки «Non/fiction» прошла выставка детских книг из коллекции Михаила Сеславинского. Однако этот двухтомник гораздо полнее, к тому же иллюстрации из старинных книг сопровождены подробным историографическим текстом. Между двумя томами поделен целый век русского книгоиздания: в одном первая половина XIX века, в другом – вторая.
В начале позапрошлого века лидеры детского книгоиздания – азбуки, иллюстрированные сборники библейских историй и античных мифов, рассказы о далеких странах и их обитателях, а также описания детских игр. В это время активно издаются басни, рассказы о детях, повествования о жизни различных городов и деревень, о быте различных сословий.
Во втором томе коллекционер подробно рассказывает о «детских программах» ведущих книжников своего времени – товариществ Вольфа, Маркса, Суворина, Сытина, «Просвещение», «Общественная польза», издательств Девриена, Кнебель, Ступина, общины св. Евгении, «Шиповник». О каждом издателе – подробная историко-биографическая справка. И, конечно, множество картинок. Есть тут и рассказы о Мюнхгаузене, и о Ренеке-Лисе, и о неведомых нынешнему читателю «тетках земли» – малютках, живущих под корнями растений и дружащих с жуками и кузнечиками. Есть прекрасно иллюстрированные сказки Пушкина, Жуковского, стихи Блока. Производят впечатления книги вроде «Физика в картинках» или «Детская энциклопедия», содержащая множество сведений по истории, этнографии, природоведению, астрономии.
Листая страницы этого двухтомника, невольно обращаешь внимание на то, как удачно дореволюционные издатели умели сочетать развлекательное с познавательным и воспитательным. Едва ли не каждая книга из упомянутых в издании – даже самая веселая и пестрая – несет в себе что-то серьезное, как говорится, «разумное, доброе, вечное». И это вовсе не навевает скуки, как иные детские книги, изданные в наше время.
Двухтомник Михаила Сеславинского подробно воспроизводит генезис российского детского книгоиздания от начала XIX века до Октябрьской революции. Видно, как нарабатываются опыт, навык, приемы, как оттачивается книгоиздательское мастерство. И все это даже сейчас не смотрится архаичным. Напротив – есть чему поучиться, что перенять.