Марта Кетро. Осенний полет таксы.
– М.: АСТ, 2012. – 283 с.
Можно ли написать несколько похожих книг и остаться на уровне? Можно – если наблюдательность, вкус и чувство юмора автору не изменяют. По счастью, Марта Кетро относится к числу таких авторов. Оттого ей удается избежать самоповтора, а взамен получить вариации на тему, как в музыке. Похож ли «Осенний полет таксы» на «Женщин и котов, мужчин и кошек»? Да. Временами вам станет так же смешно. А на «Знаки любви и ее окончания»? Да – временами вам станет так же грустно. Вы легко узнаете автора по легкому послевкусию, которое оставит текст. Серьезные литературные люди называют такое послевкусие «авторским стилем». Да вот беда – они привыкли смотреть на блогеров свысока.
Вообще, когда речь заходит о Марте Кетро, более всего хочется разрушать мифы, которые вокруг нее сложились. (Не тот, где ее назначили «самой искренней и нежной легендой русского Рунета», – кто же спорит про нежность и искренность?!)
Начать хочется с блогов вообще и мануалов в частности. Так называемые литературные профессионалы блогеров всерьез не воспринимают. Но позвольте, господа, – сетевые дневники новы не тем, что они дневники, а тем – что сетевые. Для коротких записей давно придуман специальный термин – блокнотная проза. «Блокнотку» писали многие уважаемые литературные мужи начала прошлого века: Розанов, Ремизов, Бунин, Олеша и другие. Что их объединяло? Прежде всего – смутное время. Может быть, секрет популярности сетевых дневников в том, что мы уже двадцать лет пытаемся выбраться из нового смутного времени, да все никак?
Миф второй – классификация равна упрощению. Это и верно, и неверно. Марта любит все разложить по полочками. Но упрощение, которого она добивается, не имеет ничего общего с примитивизацией. Склонность разбирать по пунктам суть укрощение окружающего хаоса. Как в древности, когда люди именовали мир, чтобы его не бояться. Зачем все это? Времена-то не древние. Ответ можно найти сразу на обложке: чтобы «взрослеть без ужаса и освобождаться от иллюзий без боли». Маленькая женщина пытается как-то структурировать пугающий и немного сумасшедший мир вокруг себя. Слишком мелко? Неправда, перед хаосом все равны: и слабые женщины, и сильные мужчины, и даже боксер Николай Валуев.
Миф третий – если женщина осмелилась высказаться на гендерные темы, у нее непременно получится «про любовь». Марта Кетро постоянно пишет о мужчинах и женщинах. Более того, ее персонажи с завидной регулярностью влюбляются (и герои «Осеннего полета таксы» тут не исключение). Но если вчитаться повнимательнее, можно заметить: книги Марты Кетро не «про любовь»; они о том, как нам всем, замороченным высокими технологиями и скоростями, любви не хватает. Настолько, что люди начинают ценить одиночество. «Я Iok! Я один, и у меня все о’кей».
Миф четвертый – «мануалы» Марты Кетро рассчитаны на женскую аудиторию. Это тоже неправда. Конечно, в новой книге есть «два платья, ах, два платья», «Маска» и прочие бусики. Но еще есть «Береги себя, Сережа», и «Котлетки» и… Давайте лучше послушаем автора: «надо бы уже завести концепцию Бога, хоть какую-нибудь. Пусть не на каждый день, но на трудный случай. Когда, бывает, твой поезд останавливается в ночи и часами не едет, нужно же у кого-то неприятным голосом спрашивать: почему, почему, почему? И чтобы он отвечал терпеливо, но не по существу: «скоро поедем», и покачивал тебя на коленях, обнимая двумя руками, пока не заснешь». Это только «для девочек»? Риторический вопрос. Но каждый читатель может найти ответ, приемлемый лично для себя. Для этого нужно всего лишь прочесть книгу.